Эрос

Афродита намеревалась окончательно избавиться от Психеи и для этого решила воспользоваться помощью своего сына, бога любви Эроса. Эрос, Амур, Купидон - это разные имена одного бога, бога любви. Так как Купидон деградировал до уровня шутливых любовных открыток, а Амур в какой-то мере потерял свое величие, будем называть этого благородного бога Эросом.
Эрос постоянно имел при себе полный колчан стрел, и встреча с ним сулила неприятность каждому обитателю Олимпа. Все боги и богини чувствовали его силу. Но Эрос был под пятой у своей матери, которая заставляла его воспламенить Психею любовью к самому чудовищному и отвратительному зверю, чтобы накрепко связать ее с ним и тем самым прекратить постоянное соперничество. Одна из характерных черт Афродиты - постоянная регрессия. Она хочет, чтобы все вернулось на круги своя, чтобы эволюция повернула вспять. Афродита - это голос традиции, но по иронии судьбы именно он помогает дальнейшему развитию сюжета нашей истории.
Образ Эроса можно рассматривать с разных точек зрения. Его можно представить себе как абстрактного мужчину, мужа или проявление маскулинности в отношениях между людьми; он может символизировать союз и гармонию; в момент кульминации Эрос - не только сексуальность. Следует помнить, что он пускает свои стрелы не в гениталии, а в сердце. Далее по мере развития мифологического сюжета об этих особенностях Эроса мы поговорим подробнее.

Брак со смертью

Эрос отправился выполнять приказ матери, но, увидев Психею, случайно поранил себе палец одной из своих стрел и тут же влюбился в девушку. Он решил объявить Психею своей невестой и попросил своего друга по имени Западный Ветер перенести ее с горной вершины в Райскую Долину. Западный Ветер сделал все, о чем его попросили, и Психея, ожидавшая прихода Смерти, вдруг очутилась в земном раю. Она ни о чем не спрашивала Эроса, а лишь наслаждалась, потрясенная неожиданным поворотом судьбы. Вместо Смерти к Психее пришел Эрос, но, несмотря на свою неземную красоту, он означал для нее смерть. Все мужья несут женам смерть в том смысле, что лишают их жизни в девичестве и толкают к эволюции и женской зрелости. Как это ни парадоксально, но вы можете одновременно чувствовать благодарность и обиду по отношению к человеку, который заставляет вас унизиться, чтобы начать путь личностного развития и роста. Оракул был абсолютно прав: в архетипическом смысле мужчина является для женщины смертью. Когда он увидит у своей спутницы тоскливое выражение лица, это означает, что для него наступило время быть ласковым и предупредительным. Возможно, в этот миг она в какой-то степени переживает смерть своего девичества. Если мужчина в этот момент проявит чуткость и понимание, он может значительно облегчить женщине это крайне тяжелое для нее время переживаний.
Не имея аналогичного этапа развития в своей жизни, мужчина редко понимает, что брак для женщины - одновременно и смерть, и воскресение. Свадьба для мужчины не является священнодействием, но для женщины она в значительной степени такова. Однажды жена может взглянуть на мужа полными слез глазами, обнаружив, что она связана браком, тогда как он - ни в малейшей степени. Эта связь ощущается особенно сильно, если есть дети. Женщина может сколько угодно обижаться на судьбу, но не надеть на себя эти жизненные путы для нее хуже смерти.
Встречаются пятидесятилетние женщины, которые, несмотря на то что уже стали бабушками, ни разу не побывали на скале Смерти. Выпавшая земная роса не заслоняет от них весь мир даже в среднем возрасте. С другой стороны, встречаются юные шестнадцатилетние девушки, познавшие этот опыт, пережившие его. Их можно узнать по поразительной мудрости, таящейся в глубине взгляда.
Такие события не происходят автоматически и не связаны с каким-то определенным возрастом. Я знал шестнадцатилетнюю девочку, имевшую ребенка. Она скрывала свою беременность и роды, чтобы все было тихо и спокойно, а затем отдала ребенка в приют, и получилось так, что больше она его практически не видела. Вернувшись к прежней жизни, как будто ничего не случилось, она ничему не научилась на скале Смерти. Какое-то время спустя она вышла замуж и при этом вполне могла бы претендовать на то, чтобы называться девственницей. Все, что с ней произошло, совершенно не затронуло ее психологически, хотя она и перенесла роды.
Столкновение с Эросом неизбежно приводит к прощанию с женской наивностью и детской невинностью, причем оно может происходить в разные моменты жизни женщины, а не только в момент замужества. Одни девочки испытали это столкновение весьма рано, при этом их опыт был очень жестоким; другие не знали его вообще.
Брак несет в себе абсолютно разный опыт для мужчины и женщины. Он как бы делает мужчину выше ростом, придает ему больше силы и власти, его значимость и статус возрастают. Как правило, муж не осознает, что убивает в своей жене Психею и что он должен это сделать. Если она ведет себя странно, у нее все получается из рук вон плохо или продолжаются бесконечные рыдания и потоки слез, значит, мужчина, по существу, не понимает, что он и она воспринимают брак совершенно по-разному. Женщина тоже растет и развивается в браке, но это происходит лишь после ее пребывания на скале Смерти.

Райский сад

Психея очутилась в волшебном раю. Там было все, что она только могла пожелать. Ее муж, бог Эрос, был с ней каждую ночь и ограничил ее лишь в одном. Он взял с жены обещание, что она не будет пытаться на него смотреть и следить за ним. Она может иметь все, что пожелает, сколько угодно жить в раю, но при этом не задавать никаких вопросов и даже не пробовать его увидеть. Психея на это согласилась.
Почти каждый мужчина хочет того же от жены. Если она занята своим делом и не стремится слишком много знать, в доме царят мир и покой. Мужчина хочет старого патриархального брака, где он решает все наиболее важные вопросы, а женщине остается лишь соглашаться с его решениями, и тогда жизнь течет благополучно. Большинство мужчин лелеют надежду, что все будет происходить именно так и когда-нибудь, совсем скоро, жизнь в браке станет именно такой.
Вероятно, такое отношение к браку - эхо примирительного патриархального менталитета, когда женщина полностью принадлежала мужчине. В наших современных традициях до сих пор кое в чем сохранились следы патриархальных обычаев: например, когда жена берет фамилию мужа. Эрос настаивает, чтобы она не задавала никаких вопросов и никогда на него не смотрела. Это и есть условие патриархального брака.
Каждый незрелый Эрос - творец рая. Подобно подростку, он похищает девушку и обещает ей устроить полную счастья жизнь. В этом основной секрет Эроса: он хочет обрести свой рай, но без малейшей ответственности и серьезных сознательных отношений. В той или иной степени это присуще каждому мужчине. Для эволюции и личностного роста необходима женственность, и максимальный акцент в мифах делается на присутствующих в них аспектах женственности. Для мужчины это ужасное испытание. Он хочет просто оставаться в раю.
Послушайте возлюбленных, создающих себе рай. И весь разговор целиком, и каждое слово в отдельности как бы взяты из иного, райского мира. Рай, который они создают, может быть предвестником истинного рая. Но этот другой рай можно будет обрести лишь намного позже в результате затраты огромных усилий. Не следует слишком критично относиться к этому преждевременному Эдему, но каждый опытный человек знает, что первое впечатление от него не может быть очень длительным и стабильным.
В бессознательном мужчины есть нечто такое, что питает его надежду добиться от жены согласия ни о чем его не спрашивать. Часто эта установка по отношению к браку состоит в том, что для него брак должен быть удобным, но не обременительным. Если мужчину увлекает что-то внешнее, он хочет быть свободным и забыть о том, что состоит в браке. Когда женщина внезапно обнаружит у мужчины эту установку, она может испытать потрясение. Брак - это сплошные обязательства женщины, а для мужчины в нем нет никакой безысходности. Я помню, одна женщина рассказывала, как плакала целыми днями, открыв, что для мужа рак - всего лишь одна из многих сторон жизни, тогда как в ее жизни он играл главную роль.
Так она открыла в своем муже Эроса, созидающего рай.

Потеря Рая

Любой рай имеет недостаток. В каждом живет змей или змея, которые олицетворяют полную противоположность мира и спокойствия, царящих в саду Эдема.
И в раю, где жила Психея, вскоре появилась змея в обличье двух ее старших сестер, оплакивающих, хотя и не вполне искренно, потерю младшей сестры. Когда они узнали, что Психея, выйдя замуж за бога, живет в райском саду, их зависти не было границ. Подойдя к подножию утеса, где оставалась Психея, они стали звать ее, беспокоясь о ее здоровье и вслух желая ей всяческих благ.
Наивная Психея известила об этом Эроса. Муж не раз ее предупреждал о грозящей опасности. Он прямо сказал, что, если она послушает преследующих ее сестер, случится несчастье. Если Психея и впредь не станет его ни о чем спрашивать, у нее родится ребенок, который будет бессмертным богом; если же она нарушит свою клятву и задаст вопрос, родится девочка, которая будет простой смертной. Хуже того, при первом же ее вопросе Эрос ее покинет.
Тогда Психея вновь согласилась ни о чем не спрашивать мужа. Но сестры звали ее снова и снова, и наконец Психея вымолила у мужа разрешение им ее навестить. Прошло немного времени, и сестры, принесенные с высокого утеса Западным Ветром, целые и невредимые, очутились в великолепном райском саду. Они восхищались и наслаждались от души, как могли. Но их переполняли зависть и ревность к младшей сестре. Они засыпали ее вопросами о муже, и наивная Психея старалась описать, каким она его себе представляла, ибо ни разу его не видела. Она подарила сестрам груду поразительных, редких подарков и отправила их домой.
Эрос постоянно предостерегал Психею, но сестры вскоре появились вновь. На этот раз Психея, забыв все, что она говорила прежде о муже, рассказала им другую фантазию. По возвращении домой сестры долго размышляли и придумали хитрый и коварный план, который состоял в следующем: придя в гости к сестре в третий раз, они скажут ей, что в действительности ее муж - страшный, отвратительный змей. Как только у нее родится ребенок, он сожрет его вместе с матерью.
Но они хотят спасти Психею от такого ужасного конца. Чтобы остаться в живых, она должна сделать следующее: взять светильник, поместить его в сосуд, накрыть сосуд покрывалом и поставить в спальню. Глубокой ночью, когда супруг крепко уснет, она зажжет светильник, увидит наконец своего ужасного мужа и отрежет ему голову. Психея не могла долго выдержать напор сестер и, вняв их советам, стала готовиться к разоблачению своего ужасного мужа.
Эрос вернулся домой после наступления темноты, лег на ложе рядом с Психеей и уснул. В полночь она сняла со светильника покрывало, схватила нож, приподнялась над мужем и впервые на него посмотрела. К величайшему удивлению и смущению, переполненная чувством вины, она увидела перед собой бога любви, самого прекрасного из всех живущих на Олимпе. Изумленная и потрясенная увиденным, Психея решила убить себя, чтобы расплатиться за свою ужасную ошибку. Собираясь покончить с собой, она случайно укололась одной из стрел Эроса и без памяти влюбилась в своего мужа, которого увидела впервые в жизни.
Вдруг ее рука, державшая светильник, дрогнула, и на правое плечо Эроса упала капля горячего масла. Проснувшись от сильной боли, тот понял, что случилось, тут же расправил крылья и улетел прочь. Бедная Психея сначала за него уцепилась, но этого хватило лишь на то, чтобы унестись за пределы райского сада. Покинутая мужем, она упала на землю и лежала, убитая горем, в полном одиночестве. Эрос подлетел к Психее, упрекнул, что она его не послушала и нарушила свое обещание, а потому ей придется лишиться райского сада, и добавил, что будет так, как он предупреждал: у нее родится ребенок, девочка, простая смертная. А теперь он должен наказать Психею за ее непослушание и покинуть ее. Сказав это, он улетел прочь, к своей матери Афродите.
В разные времена супруги вновь и вновь разыгрывают эту драму. Какое сообщение несет нам этот архаичный, полный поэзии мифологический язык о женщине и ее отношениях с мужчиной и своей внутренней маскулинностью?
Сестры - это раздраженные голоса, раздающиеся внутри нас (а часто - извне) и выполняющие двойную функцию: разрушение прежнего отношения к жизни и осознание нового отношения. За утренним кофе часто разыгрывается сцена, где две сестры замышляют свой коварный план. Они выполняют свою двойную миссию, бросая вызов старому патриархальному миру и подстрекая друг друга к осознанию происходящего, цена которого может быть значительно выше, чем они себе представляют. Вероятно, мы платим прометееву цену за полное осознание того, чего так страстно желаем.
Допрашивающие сестры - страшное зрелище. Несмотря на то что они являются предвестницами нового сознания, у каждой женщины все же существует опасность задержаться и застыть на этой стадии развития, чтобы всю последующую жизнь играть разрушающую роль. Вы можете видеть в мужчинах источник своих бед, оставаясь на скале Смерти; точно так же можно оказаться в состоянии двух старших сестер - разрушать все, что пытается создать мужчина.
Как правило, женщина проходит со своим партнером через весьма любопытную и ставящую ее в тупик последовательность отношений. Мужчина для нее может быть и богом любви, и Смертью на вершине скалы, и кем-то неизвестным в раю, и очень восприимчивым человеком при ее настойчивом желании что-либо понять. И, наконец, когда на вершине Олимпа она приходит к собственной божественной сущности, он предстает перед ней в качестве бога любви. Буквально все сбивает мужчину с толку. Не следует удивляться тому, что каждый день, приходя домой, он робко оглядывается, пытаясь понять, какая именно роль уготовлена ему сегодня. Теперь добавьте пристрастное участие его анимы, и вы получите сложный, но весьма занимательный сюжет.
Сестры олицетворяют собой требование эволюции, источник которой нам неизвестен. Это может быть тень Психеи. Юнг описывал теневые стороны личности как вытесненные элементы нашей психики или еще не прожитые возможности полного личностного потенциала. Вследствие недостаточного внимания к ним и разных препятствий эти непрожитые и вытесненные черты остаются архаичными или даже становятся опасными, уходя в тень. Несмотря на вытеснение, этот скрытый потенциал добра или зла остается в бессознательном, где он накапливает энергию, пока она не найдет выхода в сознание, подобно тому как в критический момент в жизни Психеи появились ее сестры. Если мы будем в себя вглядываться, осознавая лишь наличие любви и великодушия, как это произошло с Психеей, мы недооценим существующую теневую сторону. Это приведет к тому, что нам придется покинуть наивный рай, в котором было так уютно, и отправиться на поиски новых открытий своей истинной сущности.
Юнг говорил, что желание личностного роста часто появляется в сознании из тени. Поэтому те же сестры, играя скорее менее, чем более приятную роль в жизни Психеи, все-таки добросовестно ей служат.