Четверг, 9 декабря 1993

Я проснулась от прикосновения его рук, легших на мои груди. Уже совсем светло было за окном, и звонили колокола ближней церкви. Он поцеловал меня. Его руки вновь скользнули вдоль моего тела. - Нам пора, - сказал он. - Сегодня кончаются праздники, дороги будут забиты машинами. - Я не хочу в Сарагосу, - ответила я. - Я хочу быть там, где будешь ты. Скоро откроются банки, я сниму деньги со счета, куплю себе кое-что из одежды. - Ты же говорила, что денег у тебя мало. - Хватит. Я должна безжалостно порвать со своим прошлым. Если вернусь в Сарагосу, начну думать, что наделала глупостей, что скоро экзамены и что мы вполне можем провести два месяца порознь, пока я их не сдам. А если сдам, может быть, не захочу уезжать из Сарагосы. Нет-нет, я не могу вернуться. Надо сжечь мосты - ничего общего не должно остаться между мной теперешней и той, кем я была. - Барселона, - сказал он как бы про себя. - Что? - Нет, ничего. Продолжим путь. - Но у тебя - лекция. - Есть еще два дня, - ответил он, и мне показалось, что голос его звучит как-то странно. - Отправимся в другой городок. Не хочу ехать прямо в Барселону. Я поднялась с кровати. Не хотелось думать ни о чем неприятном - быть может, ему свойственно после первой ночи любви с кем-то просыпаться не в духе и становиться от смущения таким церемонным. Подошла к окну, отдернула штору, поглядела на маленькую улочку. На балконах соседних домов сушилось белье. Звонили колокола. - Знаешь что, - сказала я. - Поедем-ка туда, куда ездили в детстве. С тех пор я там не бывала. - Где "там"? - В монастыре Пьедра. Мы выходим из отеля, а колокола продолжают звонить. Он предлагает зайти в церковь. - Мы только тем и занимаемся, - отвечаю я. - Церкви, молитвы, радения. - Неправда, - говорит он. - Мы занимались любовью. Трижды напивались. Бродили по горам. Как следует уравновесили Милосердие и Строгость. Чувствую, что сболтнула лишнее. Мне пора привыкать к новой жизни. - Прости, - говорю я. - Зайдем ненадолго. Колокола подают нам знак. Он оказался совершенно прав, но осознать это мне было суждено лишь на следующий день. Не поняв в полной мере сокрытое значение знака, мы сели в машину и через четыре часа были у монастыря Пьедра. Облупленный потолок, а немногочисленные статуи святых - обезглавлены. Все, кроме одной. Я оглянулась по сторонам. В былые времена здесь, должно быть, находили себе приют люди с сильной волей, заботившиеся о том, чтобы каждый камень сиял чистотой, чтобы на каждой скамье сидел кто-нибудь из могущественных владык той эпохи. Но теперь все лежало в руинах. Это в детстве их так легко было представить замками, где мы играли вместе, где я искала моего волшебного принца. На протяжении столетий монахи из обители Пьедра берегли для себя этот райский уголок. Расположенный в естественной геологической впадине, он по праву рождения, по милости небес получал то, что соседние городки и поселки должны были вымаливать и добывать тяжкими трудами - воду. Здесь Рио-Пьедра разделялась на десятки притоков, ручьев, струилась водопадами, образовывала заводи и озера, и по берегам ее пышно и изобильно разрастались деревья, кусты, трава. А стоило сделать несколько сотен шагов в сторону - и ты выходил из каньона, и все вокруг становилось пустыней, бесплодной и безжизненной. Даже сама река, устав кружиться по этой естественной низине, здесь напрочь теряла свою юную силу и вновь превращалась в еле заметную струйку воды. Монахи знали об этом, и вода, которой снабжали они соседей, обходилась тем недешево. История обители отмечена бесчисленными схватками и стычками между местными жителями и монахами. И вот однажды, как раз в то время, когда Испанию потрясала очередная война, обитель была превращена в казарму. По центральному нефу монастырской церкви бродили кони. Солдаты, потешая друг друга похабными историями и насилуя женщин из всех окрестных поселений, разбили между скамьями свой бивак. Так, хоть и с опозданием, обрушилось на монастырь возмездие. Он был разграблен и разрушен. И никогда больше монахам не удалось вернуть свой потерянный рай. В ходе одной из бесконечных судебных тяжб кто-то даже предположил, что местные жители исполнили приговор, вынесенный монастырю Богом. Ибо Иисус велел напоить жаждущих, монахи же оставались глухи к Его словам. Вот потому-то Бог и покарал тех, кто считал, будто природа принадлежит им одним. И, может быть, по этой самой причине монастырская церковь по-прежнему лежала в развалинах, хотя большую часть обители отстроили заново и превратили В гостиницу. Местные не забыли, какую непомерную плату должны были вносить их предки за то, что природа дарила людям бесплатно. - Чья же это статуя осталась неповрежденной? - спросила я. - Святой Терезы Авильской, - ответил он. - Она обладает могуществом. И, как бы ни снедала местных жителей жажда мести, никто не осмелился осквернить ее. Он взял меня за руку, и мы вышли. Прошагали по бесконечным монастырским коридорам, поднялись по широким деревянным лестницам, оказались во внутренних дворах, где порхали бабочки. Я припоминала каждую подробность, потому что часто бывала здесь в детстве, и давние воспоминания казались наиболее отчетливыми и яркими. Память. Мне казалось, что весь прошлый месяц и особенно дни, предшествующие минувшей неделе, были не в моей жизни или что я прожила их в ином своем воплощении. Ни за что на свете не хотела бы я вернуться в эту эпоху, ибо часы ее отмерялись не рукой любви. Я чувствовала, что в течение многих лет проживала один и тот же день, все так же просыпаясь и засыпая, повторяя одни и те же слова, совершая одни и те же поступки, да и снились мне одни и те же сны. Я вспомнила отца и мать, родителей моих родителей и многих моих друзей. Вспомнила, сколько усилий было приложено, чтобы получить то, что на самом деле мне было вовсе не нужно. Зачем я все это делала? Я не находила однозначного объяснения. Может быть, потому, что лень было искать иные пути. Может быть, боялась - что подумают и скажут обо мне другие. Может быть, потому, что отличаться от этих других - трудно. Может быть, потому, что человек обречен повторять шаги предшествующего поколения до тех пор, - и тут я вспомнила отца-настоятеля, - пока определенное число людей не начнет вести себя иначе. Так или иначе, мир меняется, и мы - вместе с ним. Однако меня это больше не устраивало. Я получила от судьбы принадлежащее мне по праву, и теперь она давала мне возможность измениться самой и заодно - способствовать изменению в мире. Я снова подумала о горах, вспомнила альпинистов, которых мы встречали по дороге, - молодых, в разноцветных костюмах, которые придуманы для того, чтобы яркое пятно на снегу было заметно издалека, знающих один определенный маршрут от подножья до самого пика. В склоны уже были вбиты алюминиевые костыли - альпинистам оставалось только продеть в них крюки со страховочными тросами и подняться к вершине. Они приехали сюда на выходные ради острых ощущений, а в понедельник вернутся к прежней размеренной жизни, но им будет казаться, что они бросили вызов природе - и одолели ее. А ведь это совсем не так. Жажда приключений гнала сюда других - первопроходцев, пролагателей новых дорог. Иные из них не одолели и половины подъема - сорвались в пропасть. Другие отморозили себе руки или ноги. Многие и вовсе пропали без вести. Но в один прекрасный день кто-то взошел на одну из этих вершин. И это его глаза первыми увидели расстилающуюся внизу панораму, это его сердце от гордости забилось чаще. Он пошел на риск и теперь - своей победой - воздавал почести тем, чья попытка не удалась, кто погиб на полдороге. Очень может быть, что люди там, внизу, думают: "Что там наверху хорошего? Разве что пейзаж. Зачем ему это надо?" Но тот, кто первым взошел на эти вершины, знал зачем. Чтобы принять вызов и идти вперед. Чтобы знать, что один день - непохож на другой, что каждое утро одаривает нас своими неповторимыми чудесами и у каждого - свое волшебное мгновение, когда гибнут старые галактики и рождаются новые звезды. Тот, кто первым взошел на эти вершины, наверно, задавал себе, оглядывая с высоты домики с дымящимися трубами, тот же самый вопрос: "У людей внизу один день неотличим от другого. Зачем им это надо?" Теперь горы уже покорены, астронавты уже шагнули в космическое пространство, и нет на нашей Земле ни одного - даже самого маленького - островка, который бы еще ждал, когда его откроют. Но еще хватает великих приключений духа -и одно из них предстоит мне теперь. Это было благословение. Отец-настоятель ничего не понял. Сладостна эта боль. Блаженны могущие сделать первый шаг. Когда-нибудь люди поймут, что способны говорить на языке ангелов, что каждый из нас обладает дарами Святого Духа и что все мы можем творить чудеса, провидеть будущее, исцелять страждущих. Понимать ближнего. Всю вторую половину дня мы бродим по каньону, вспоминаем годы детства. Он впервые заговорил об этом - пока мы ехали из Мадрида в Бильбао, мне казалось, что до прошлого ему больше нет дела. А вот теперь он сам расспрашивает меня о жизни наших с ним сверстников, узнает, счастливы ли они, интересуется, чем они занимаются. Мы добрались наконец до самого большого водопада на Рио-Пьедра, который собирает воедино воды маленьких речушек и ручейков и, собрав, швыряет с почти тридцати метровой высоты. Мы стоим на краю, слушаем глухой рев, смотрим на образующуюся в тумане радугу. - "Конский Хвост", - говорю я и сама удивляюсь, что еще не забыла это название, - я ведь так давно его не слышала. - Мне помнится... - начинает он. - Я знаю, что ты сейчас скажешь! Еще бы мне не знать! Водопад скрывает огромную пещеру. В детстве, вернувшись в первый раз из монастыря Пьедра, мы потом еще несколько дней говорили о ней. - ...что там была пещера, - договорил он. - Пойдем туда! Пройти под отвесными струями падающей с высоты воды невозможно, и монахи еще в незапамятные времена прорыли тоннель, ведущий от верхней точки каньона вглубь пещеры. Вход отыскать нетрудно. Летом, наверное, там зажигают свет, чтобы туристы не заблудились, но сейчас никого, кроме нас, нет и тоннель погружен в темноту. - Идем? - спрашиваю я. - Ну конечно! Положись на меня. И проникнув в отверстие, проделанное рядом с водопадом, мы начали спуск. Нас окружала тьма, но мы знали, куда идем, - и ведь он просил положиться на него. "Благодарю Тебя, Господи, - думала я, пока мы все глубже проникали в лоно земли. - Ибо я была заблудшей овцой, Ты же вернул меня в стадо. Ибо жизнь моя была мертва, Ты же возродил ее. Ибо любовь давно не жила в моем сердце, а Ты вновь одарил меня ее благодатью". Я держалась за плечо моего возлюбленного, и он направлял мои шаги по темным дорогам, зная, что скоро вновь воссияет нам свет и возрадуемся мы. Очень может быть, что грядущее переменит роли - я, вооружась такой же любовью и такой же уверенностью, буду вести его, пока не окажемся в месте безопасном, и тогда мы отдохнем. Мы шли медленно, и пути этому, казалось, не будет конца. Может быть, этот новый ритм знаменует собой окончание целой эпохи в моей жизни - когда ни единый лучик света не озарял ее. Шагая по этому тоннелю, я вспоминала, сколько же времени убила впустую, сидя сиднем на одном и том же месте, пытаясь пустить корни в почву, на которой ничего не растет и вырасти не может. Но Господь милосерден, и вот я обрела вновь и былое воодушевление, и радость бытия, и приключения, о которых мечтала, и человека, которого, сама того не зная, ждала всю жизнь. Я не испытывала никаких угрызений совести оттого, что он бросил семинарию, - я помнила, как отец-настоятель сказал, что есть разные способы служить Богу, а наша любовь умножит эти способы. С этой минуты и я получаю возможность служить и помогать - и все это благодаря ему. Мы выйдем к людям, он будет вселять мир в их души, я - в его. "Благодарю Тебя, Господи, за то, что помог служить Тебе. Научи, как быть достойной этой чести. Даруй мне силы стать частицей его предназначения, идти рядом с ним по земле, возродить мою духовную жизнь. Пусть станут наши дни такими, как были эти, - пусть будем мы переходить из края в край, исцеляя больных, утешая отчаявшихся, неся слово любви Великой Матери ко всем нам". Внезапно вновь стал слышен шум водопада, путь наш осветился, и черный тоннель сделался одним из прекраснейших мест на Земле. Мы находились внутри огромной - размерами с кафедральный собор - пещеры. Три стены ее были из камня, четвертую образовывала стена воды, падающей с высоты в сине-зеленое озеро у наших ног. Лучи заходящего солнца пронизывали ее, и мокрые камни сверкали. Не произнося ни слова, мы в изнеможении привалились к стене. В детских наших играх, в ребяческих фантазиях это место было сокровищницей, где пираты хранили награбленное. Теперь оно стало чудом Матери-Земли: я чувствовала, что нахожусь в ее лоне, я знала - Она здесь, три ее каменных стены защищают нас, а четвертая, водяная, - смывает с нас грехи. - Спасибо, - произнесла я вслух. - Кого ты благодаришь? - Ее. И тебя, ставшего орудием Ее воли, вернувшей мне былую веру. Он подошел к берегу подземного озера. Поглядел на сине-зеленую воду и улыбнулся.
- Иди сюда. Я приблизилась. - Мне надо рассказать тебе то, чего ты еще не знаешь. Эти слова встревожили меня, но взгляд его оставался покоен, и я успокоилась тоже. - Каждый человек, сколько ни есть их на Земле, наделен даром, - начал он. - У одних он проявляется сам собой, другим надо приложить усилия, чтобы отыскать и выявить его. Я, например, трудился все те четыре года, что провел в семинарии. Теперь, если вспомнить словечко, которое употребил он в тот день, когда старик-сторож хотел преградить нам путь в часовню, мне следовало "подыграть" ему. Надо было сделать вид, что я ничего не знаю. "Ничего страшного", - подумала я, а вслух, желая выиграть время, чтобы получше сыграть свою роль, сказала: - И что же ты делал в семинарии? - В общем, это неважно, - ответил он. - Важно, что я сумел развить и укрепить свой дар. Когда Господь того хочет, я способен исцелять недуги. - Но это же замечательно! - воскликнула я, притворяясь удивленной. - Нам не надо будет тратить деньги на врачей. Однако он не улыбнулся моей шутке. И я почувствовала себя дурой набитой. - Я развил мои дарования благодаря харизматическим ритуалам, которые ты видела. В ответ на мою молитву Святой Дух нисходил ко мне и осенял меня, я лечил больных наложением рук и исцелял их. Вскоре молва об этом распространилась по всей округе, и с утра у монастыря выстраивалась длинная вереница страждущих, недужных, увечных, которые ждали от меня помощи. В каждой гноящейся и зловонной ране виделись мне язвы Иисуса. - Я горжусь тобой, - прошептала я. - Многие в монастыре были против этого, но отец-настоятель оказывал мне неизменную поддержку. - Мы продолжим это. Вместе пойдем по свету. Я буду промывать раны, ты - благословлять их, а Господь - являть Свои чудеса. Он отвел от меня взгляд, устремил его на озеро. Как в ту ночь в Сент-Савене, когда мы пили с ним вино у колодца, я ощутила рядом некое присутствие. - Я уже рассказывал тебе, но повторю, - продолжал он. - Однажды ночью я проснулся. Моя келья была ярко освещена. Я увидел лик Великой Матери, Ее взгляд, исполненный любви. С той минуты Она стала являться мне время от времени. Я не могу призвать Ее, но иногда Она предстает мне. А сам я тогда уже был в числе истинных преобразователей Церкви. И твердо знал: мое земное предназначение - не только исцелять недуги, но и пролагать пути, по которым придет в мир Бог-Женщина. Укрепится женское начало, вновь воздвигнется столп Милосердия - и Храм Мудрости вознесется в сердцах человеческих. Я глядела на него неотрывно. Лицо его, минуту назад выражавшее такое напряжение, смягчилось. - Это предполагало свою цену, и я был готов платить. И он замолчал, словно не зная, что сказать. - Что значит "был"? - спросила я. - Путь Богине мог бы быть проложен лишь словом и чудом. Но наш мир устроен не так. Все окажется труднее. Будут слезы, непонимание, страдание. "Это работа отца-настоятеля, - мелькнуло у меня в голове. - Это он постарался вселить в его сердце страх. Но я стану для него утешением и ободрением". - Это путь не страдания, а славы, - ответила я. - Большая часть людей все еще не доверяют любви... Я чувствовала - он хочет, но не может что-то высказать мне. Быть может, ему надо прийти на помощь? - Я думала об этом, - перебила я. - Тот, кто первым покорил высочайшую вершину Пиренеев, понял, что жизнь без риска лишена благодати. - Что ты знаешь о благодати?! - воскликнул он, и я увидела, что спокойствие вновь покинуло его. - Одно из имен Великой Матери - Пресвятая Дева Благодатная, и ее руки щедро осенят благословением каждого, кто умеет принимать его. Нам не дано судить о жизни других людей, ибо каждый знает свое собственное страдание и проходил через собственное отречение. Одно дело - считать, что ты нашел верный путь, и совсем другое - уверять себя и других в том, что этот путь - единственный. Иисус сказал: "В доме Отца моего обителей много". Дар есть благодать. Но благодати полна и просто достойная жизнь, где есть труд и есть любовь к ближнему. У Марии был на Земле супруг, который сумел показать ценность безымянного труда. Оставаясь в тени, он обеспечил крышу над головой и пропитание своей жене и сыну и дал им возможность свершить то, что они свершили. Его труды важны не менее, хоть почти никто не оценил их по достоинству. Я промолчала. Он взял меня за руку. - Прости, я резок и нетерпим. Я поцеловала его ладонь и прижалась к ней щекой. - Я хочу объяснить тебе вот что, - сказал он, и на его лице появилась улыбка. - С той минуты, как мы вновь встретились с тобой, я понял, что не смогу обречь тебя на страдания, а они -неотъемлемая часть моей миссии в этом мире. Я почувствовала беспокойство. - Вчера я солгал тебе. Солгал в первый и последний раз. Я сказал, что иду в семинарию, а на самом деле поднялся на гору и говорил с Великой Матерью. Я сказал ей, что если Она захочет, я отдалюсь от тебя и продолжу идти своей стезей - с толпой больных у двери, с поездками глубокой ночью, с непониманием тех, кто хочет отвергнуть веру, с глумливыми взглядами тех, кто не верит, будто любовь приносит спасение. Если так пожелает Великая Мать, я откажусь от самого дорогого - от тебя. И вновь в этот миг припомнился мне отец-настоятель. Он оказался прав. В то утро был сделан выбор. - Но все же, если можно сделать так, чтобы миновала меня чаша сия, я обещаю служить миру через посредство моей любви к тебе. - Что ты говоришь? - в испуге спросила я. Но он словно и не слышал. - Чтобы доказать крепость своей веры, не нужно сдвигать горы, -продолжал он. - Я готов в одиночку принять и вытерпеть страдание, но - не затем, чтобы разделить его с тобой. Если я пойду прежней стезей, у нас с тобой никогда не будет дома с белыми занавесками на окнах, глядящих на горы. - Я знать ничего не желаю об этом доме! Я и порог его переступать не хотела! - проговорила я, стараясь не сорваться на крик. - Я хотела сопровождать тебя, быть рядом с тобой в твоей борьбе, быть в числе тех, кто рискует первым. Неужели ты не понимаешь? Ты возвратил мне веру! Солнце передвинулось, и его лучи освещали стены пещеры. Но теперь эта красота уже мало что значила. Бог спрятал преисподнюю посреди рая. - Ты не понимаешь, - заговорил он, и глаза его молили о том, чтобы я поняла. - Ты не понимаешь, какой это риск. - Но ведь тебя он делает счастливым! - Да. Но это мой риск. Я попыталась было перебить его, но, не слыша меня, он продолжал: - И вот вчера я попросил Пречистую Деву свершить чудо. Я попросил, чтобы Она лишила меня моего дара. Я не поверила своим ушам. - У меня есть немного денег, есть опыт, обретенный в моих бесчисленных странствиях. Купим дом, я найду работу и буду служить Богу, как служил Иосиф - со всем смирением безымянного. Мне не нужны больше чудеса,, чтобы сохранить мою веру. Мне нужна ты. Ноги у меня стали ватными, как перед обмороком. - И вот в ту минуту, когда я обратился к Пречистой с этой молитвой, во мне зазвучали голоса на неведомых языках, и я услышал: "Обопрись руками о землю. Твой дар покинет тебя и вернется в лоно Матери". - Но ты не сделал этого? - в ужасе спросила я. - Сделал. Я сделал то, что велел мне осенивший меня Святой Дух. Туман начал рассеиваться, и меж горных вершин вновь заблистало солнце. Я почувствовал, что Пречистая меня поняла - она ведь тоже сильно любила. - Но она последовала за своим мужем! И одобрила деяния сына! - У нас нет Ее силы, Пилар. Мой дар перейдет другому - он не пропадет втуне. Вчера из бара я позвонил в Барселону и отменил лекцию. Едем в Сарагосу - там у тебя много знакомых, легче будет начать оттуда. Я быстро найду работу. Думать я была уже не в состоянии. - Пилар! Но я уже шла по тоннелю обратно, и теперь мне уже не на кого было опереться, и некому было вести меня, и следом за мной шла тысячная толпа - обреченные на смерть больные, обреченные на страдания семьи, несотворенные чудеса, не украсившие мир улыбки, горы, которым суждено навсегда остаться на прежнем месте.
Я ничего не видела, кроме почти физически плотной тьмы, надвигавшейся со всех сторон.