2. Разница между образом и подобием
Человек создан betsalmenukidemoutenu-"по образу Божиему и подобию". Для духа древнееврейского языка, всегда очень конкретного, tse-lem (образ) имеет очень сильный смысл. Запрещение создавать себе высеченные образы объясняется динамическим значением образа. Он вызывает реальное присутствие того, кого он изображает. Demouth (подобие, сходство) побуждает к тому, чтобы считать себя кем-то другим. Образ является цельным, монолитным и не может подвергаться никакому изменению, никакому искажению. Но его можно принудить к молчанию, подавить и лишить действенности через изменение онтологических условий.
Нужно еще упомянуть библейский термин tsemach - семя, зародыш. Сотворение мира, динамизм и цветение жизни, положительность библейского времени есть tsemach, зародыш, который изменяется, развивается, проходит через оплодотворение и превращает время износа и старения во время возпроизводства, время родов. Круговорот космического, циклического времени становится поступательным движением, ростом; это благая устремленность к свершениям. В этом импульсе и в этом поступа-тельном движении нет повторного сотворения, но все определяет зародыш - то, что было в начале, первое предназначение. Святые отцы настойчиво подчеркивают, что Христосвосстанавливаетто, что из-за падения пошло по ложному пути. Царствие Божье - это расцвет райского зародыша, остановленного в своем росте патологией падения, которую Христос пришел исцелить (образ исцеления очень часто встречается в Евангелии; он нормативен: воскресение есть исцеление от смерти).
Сотворение мира в библейском смысле подобно зерну, которое непрестанно приносит сто к одному: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5.17). Оно есть та альфа, которая направляется к омеге и уже содержит ее, и именно это придает каждому мгновению времени эсхатологический характер, открывает перспективу его конечного исполнения и тем самым его судит. Мессию называют tsemach, и само понятие messiah происходит от полноты: Сотворение мира требует Воплощения, а Воплощение достигает своего исполнения в Пару сии и в Царствии Божием. Мир сотворен вместе со временем. Это означает, что он "не закончен", пребывает "в зародыше" для того, чтобы продолжалось и развивалось соработни-чество (синергия) Божественного делания и человеческого делания вплоть до дня Господня, когда то, что было зародышем, достигнет своей конечной зрелости. "Цель будет достигнута только, если в конце будет то, что теоретически должно было существовать в начале, - богочеловечество"24. Эта мысль Бергсона постулирует отсутствие какого бы то ни было онтологического разрыва: "Се творю последнего, как первого"25 (ср. Отк. 21.5). Аксиома библейского Откровения учит о конечном совпадении того, что было в начале (ей arche, inprincipio) первоначального намерения, со своей конечной целью, своим исполнением (telos). Началу, первоначальному выражению "сыны Всевышнего" (Пс.81.6) соответствует конечное выражение "вы боги" (Ин. 10.34). От древа жизни, через Евхаристию, мы направляемся к "престолу без завесы" Царствия Божьего. От первоначального несознательного совершенства мы идем к сознательному совершенству по образу совершенства Небесного Отца. Онтология существ, созданных "по образу Божию", тот факт, что они сотворены в соответствии с "родом Божиим", открывает перспективу для движения к цели: стать действительно святым, совершенным, богом по Благодати, соучастником в условиях Божественной жизни; бессмертным и целостным, "целомудренным". Образ Божий, объективное основание, благодаря своей динамической структуре призывает к субъективному, личному подобию Богу. Зародыш - "создание по образу Божию" - ведет к расцвету: к своему осуществлению, к "существованию по образу Божию".
У всех святых отцов мы находим четкое различение "образа" и "подобия", и преп. Иоанн Дамаскин кратко выражает ее так: "По подобию Божию значит: по подобию в добродетели"26. Предание говорит ясно и твердо: после падения "образ Божий" не изменился, но, принужденный к онтологическому молчанию, недействительный из-за уничтожения всякой способности к "подобию Божию", он стал совершенно недоступен для естественных сил человека. Св. Григорий Палама уточняет: "В нашем существе, созданном по образу Божию, человек выше ангелов, но в том, что касается подобия Божия, он ниже, так как неустойчив". "После падения мы отвергли подобие Божие, но мы не перестаем быть существами, созданными по образу Божию"27. Христос возвращает возможность действий28, восстанавливает подобие Божье, что освобождает образ Божий, и сияние этого Образа становится видимым у святых и у детей. Св. Григорий Нисский оставил нам свое антропологическое возвещение: данное существо является человеком лишь тогда, когда оно движимо Св.Духом, когда оно является "образом Божием, подобным Богу". Образ Божий конститутивен и нормативен, его никак нельзя ни потерять, ни уничтожить. В своей функции сообразности, богообразности он делает реальными слова: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5.48). Когда "Бог будет все во всем" (1 Кор. 15.28), храмы будут сообразны Тому, Кто присутствует в них, наполняет их и дает им жизнь. Библейское "сыновство" отклоняет какую бы то ни было идею о юридическом усыновлении: христология хорошо показывает, что во Христе сыновья действительно подобны Отцу. Если Бог несравним, то сердце человеческое, в глубину которого может проникнуть лишь Бог, содержит в себе нечто уникальное и сравнимое, по прекрасному выражению св. Григория Нисского: что-то, что роднит его с Богом, потому что для того, чтобы быть причастным Богу, человек должен иметь в своем существе что-то, что соответствует тому, в чем он участвует29. Положению "Бог есть любовь" соответствует человеческое Ато, ergo sum (Люблю, следовательно, существую).
1 См. Архим. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. YMCA-Press. Paris, 1950.
2 De Incarnatione Verbi. P.G. 25, 192.
3 Adversus haereses.
4 Cf.Brinkman. Geschajfen nach dem Bilde Gottes; P.Bratsiotis, Genesis. I, 26. - In: Der Orthodoxen Theologie, in Evangelische Theologie, IIе annee, Cahier 7/8, Munich, 1952; Paul Zacharias. Singnifieation de la Psychologie de Jung pour la theologie chretienne. - In "Syntheses". № 115.
5 Климент Александрийский, P.G. 9, 293; он говорит также, что евреи получают закон, язычники - философию, а христиане - Истину в ее полноте. Strom. VI, 9.
6 Это и есть обоснование иконописания, согласно канонам VII Вселенского собора в Никее (787 г.).
7 НотШа. XXVI, I.
8 Принцип понимания, разум, ум, дух. См. Regis Bernard. L 'image de Dieud'apress.Al-hanase. Aubier, 1952.
9 P.G. 31, 213 D.
10 P.G. 31, 909 ВС; 912 A.
11 Ponata dogmatica. VIII.
12 Ср. преп. Макарий Египетский. Homilia. XXIII; P.G. 34, 591.
13 De hominis opificio. P.G. 44, 184 AC.
14 Св. Григорий Нисский. P.G. 46, 244 С.
15 AdAutolicum. P.G. 6, 1025 В.
16 P.G. 79, 1193 С.
17 Три чина царственного священства верующих.
18 Необходимо быть осторожным относительно подлинности и происхождения проповедей, приписанных преп. Макарию Египетскому. Однако влияние этих писаний на формирование восточной духовной жизни было огромным.
19 "Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя..." - Песнь 4-я канона, в четверг 1-й недели Великого поста.
20 Homilia. XLV.
21 Бог-Свет, Первообраз, - переходит в людей. См. св. Григорий Богослов. In Sanctum baptista, XV. На превращении человека в свет настаивают св. Григорий Нисский и св. Григорий Палама.
22 P.G. 44, 441 В.
23 P.G. 37, 1327.
25 А. Бергсон. Два источника, с. 253.(Bergson, Deux sources.)
26 Послание Варнавы. VI, 13. Defideorth., 11, 12.
27 P.G. 150, 1148 В.
28 Основное действие таинства Миропомазания состоит в том, что оно восстанавливает подобие Божье, в то время как Крещение восстанавливает образ Божий.
29 P.G. 45, 21 С.