4. Пророческое служение

Пророк трансцендирует настоящее; кажется, что он его разрывает, но в действительности он есть связь, которая соединяет феноменологию настоящего с ее ноуменом. Пророческая харизма - это чувствительность к присутствию Божьему; она свидетельствует о том, что в сердце истории - "неопалимая купина". Дух Божий избрал некогда, в эпоху Ветхого Завета, целое облако свидетелей Своих вторжений в мир. В Новом Завете это звание является всеобщим: его получает каждый в таинстве Миропомазания, которое делает из человека харизматическое существо, запечатленное Духом Святым.
Пророк не предсказывает будущее, но он видит события с точки зрения эсхатологии; точка, с которой он смотрит, находится не в будущем отрезке исторического времени, но в последнем дне. Его харизма есть дар служения Церкви, так как непосредственный опыт богообще-ния неудержимо влечет его к апостольскому служению свидетельства. Это не наставление и не катехизическое епископское учительство, но толкование тайн веры через посредство того живого "богословского места", которым является сам человек. Отец Ив Конгар предлагает удачное различение двух видов пророчества в Церкви: священническое пророчество ex-officio (по должности) и пророчество верных ex-spiritu (по духу). Священство епископов относится к структуре Церкви, к иерархической функции; здесь профетизм проявляется в области церковных таинств и пастырства. Пророчество верных относится к жизни Церкви, к вечному таинству присутствия Божьего в человеческой душе, к живому ответу на Любовь Бога. Обращенное к миру, всеобщее священство находится между структурой Церкви и профанной реальностью мира и является единственной связью между ними. Само это положение уже есть служение, призыв к тому, чтобы свидетельствовать в этом мире, в котором, по словам Романо Гвардини, - как это ни трагично - "мысль о Парусин уже не играет никакой роли в христианском сознании". Пророческая харизма именно вводит опыт Бога в ткань истории и взрывает ее изнутри, создавая новое измерение. Пророчество ex-spiritu должно видеть "отставание" церковной жизни по сравнению со все нарастающей скоростью мирской жизни, оно должно замечать самые революционные изменения в экономических, политических и социальных структурах, чтобы опыт Бога разбивал, разрывал эфемерную непрозрачность этого мира. Его свидетельство подобно персту Предтечи, указывающему на Грядущего; его ревность отрицает прежде всего время этого мира, если оно не раскрывается для ожидания. Церковь в своей тайносовер-шительной практике есть переход к Царству; возвещать это же в мире - в этом смысл пророческой харизмы.
Христианская жизнь устремлена к предельному. Напряжение, создаваемое этим устремлением, соответствует не моральному совершенству человеческих усилий, но участию в трансцендентном действии Бога. Речь идет не о деятельности ума, улавливающего Бога, но о деянии Бога, улавливающего нас; речь идет не о том, чтобы знать, но чтобы быть познанным Богом (Гал.4.9). Именно на уровне этого улавливания мира Богом - улавливания окончательного, принадлежащего к Парусии - царственное священство в своих творческих ответах по-разному выражается в мужчинах и женщинах. Общее свидетельство принимает очень конкретные формы в зависимости от особого харизматического состояния.

1 Разумеется, Божественное человеколюбие и человеческое боголюбие единосущны по усвоению, по причастности и преображению. Восходящий эрос намагничивается Богом; "волшебному напитку" (Николай Кавасила) отвечает человеческая amor Dei (любовь Бога). Христос говорит: "...да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15.12); и апостол Павел: "...я люблю всех вас любовью Иисуса Христа" (Фил. 1.8). Здесь, в церковном общении, любовь не аналогична, но идентична благодаря реальному присутст-вию Христа среди любящих. В образе Бога-Любви сердце есть онтологическое ядро человека. Паскаль это хорошо выразил: "Страсть не может быть прекрасной без чрезмерности. Когда не любят слишком, то любят недостаточно".
2 Ценностное суждение
3 P.G. 95, 325С.
4 P.G. 100, 380D.
5 P.G. 46, 737D.
6 Diehl. Manuel d'Art byiantin. II, p.861.
7 LeUFdiscours. XVII.
8 Каноны проводят четкую границу между иконопочитанием и иконопоклонством, справедливо осужденным.
9 1-е слово об иконах.
10 Константинопольский собор 869 года.
11 О значении золотого фона см. Worringer. "Griechentum und Gotik"; о перспективе - W. de Gruneisen. La perspective. Esquisse de son evolution des origines jusqu 'a la Renaissance. Ecole francaise de Rome. Melanges d'arch. et d'hist. 1911 (XXXI), p.393-434.
12 Икона тесно связана с богослужением, она объясняет богослужебное действие, она есть богословие службы в красках. Об аналогии между богослужением и драматическим, сценическим, действием см. K.Holl. "Die Entstehung der Bilderwandin der Griechischen Kirche". -Archiv.fur Religionswiss. 1906, IX, p. 365-84.
13 Он - девственник, но при этом более чем девственник в смысле земного разделения; его девственность относится к Царству Божьему, в котором нет брака и все пребывают как Ангелы; она есть осуществленная полнота, которая интегрирует мужское и женское начала по образу будущего эона, представленному в Деисисе.
14 Подобным образом у великих средневековых мастеров самой распространенной является композиция: Пресвятая Дева с Младенцем на руках и около нее - Иоанн Предтеча в зрелом возрасте свидетеля.
15 У евреев Илья почитается как водитель душ, "Пастырь душ". Он встречает души умерших и ведет их в Рай - прообраз Иоанна Крестителя как Предтечи в Аду. По тому же еврейскому преданию, именно Илья уничтожает Ангела смерти и проявляет таким образом силу Архангела Михаила. То же у мусульман: Илия - Илиас аль-Хадир - побеждает дракона и именуется "духовным наставником". См. L. Massignon. Elie et son role en Islam; Y.Moubarac. Le prophete Elie dans le Coran. - Etudes Carmelitaines, 1956.
16 Цит. в: T.Spassky. Hie dans la tradition orthodoxe. -Etudes Carmelitaines, 1956, p.226.
17 CM. Konrad Onasch. Das Weihnachtsfest im Orthodoxen Kirehenjahr. Liturgie und Iko-nographie.
18 Св. Григорий Нисский говорит о бунте Денницы в связи стем, что человек создан по образу Божьему. В литературе ислама Сатана не подчиняется приказанию Бога поклониться Адаму. См. L. Massignon. La Passion d'Al Hallaj. Lot-Borodine. La doctrine de la Deification.
19 См. самые замечательные произведения о православном почитании Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя: прот. С. Булгаков. Неопамшая купина. Друг Жениха.
20 Св. Григорий Нисский, De orat.dom. (P.G. 44, 1157); преп. Максим Исповедник (P.G. 90, 840) и в обоих манускриптах Евангелия от Луки, цит. фон Соденом.
21 Во время литургии он символически изображается зажженой свечой, которую несут перед священнослужителем, выходящим из алтаря с Евангелием: Иоанн идет впереди Христа, выходящего на проповедь.
22 P. G. 56, 582.
23 Преп. Антоний Великий (ум.356 г.) воспевается как второй Илья.
24 "Скопцы ради Царства Небесного", монахи ведут особую аскетическую брань, так как пустыня есть также обиталище дьявола и страшное место искушений. Именно в пустыне на берегу Мертвого моря и в самой глубине своей души Иоанн Предтеча проходит через "огненное горнило" и становится непоколебимым, Архетипом великих подвижников пустыни, ведущих невидимую брань с темными силами.
25 Gertrude von le Fort. Die Ewige Frau.