Чревоугодие

Говоря о грехе чревоугодия, мы втайне думаем обычно, что у нас есть грехи и посерьезнее: какое там чревоугодие! А уж к детям-то, как нам кажется, этот грех вообще не имеет отношения. Чревоугодие ассоциируется у нас с ломящимися столами, огромными раздувшимися животами, с какими-то толстяками и великанами, похожими на героев Рабле. Наши хилые и бледные дети совсем на них не похожи.
Это потому, что большинство людей знают только один вид чревоугодия - обжорство (или, по-церковному, объядение). Между тем страсть чревоугодия сложна и многовидна. Она может проявляться в виде тайноядения: это когда, помимо общей трапезы, ребенок или взрослый имеет дурную привычку "хватать куски" (то неченьице, то бутербродик, то кусочек торта, то пряничек) и съедать их без молитвы, наедине. А еще бывает рано- или ло-здноядение: дервое -. когда, потакая чреву, едят в воскресные и праздничные дни рано утром, до окончания литургии; второе - вкушение пищи после общего ужина и даже после вечерних молитв, иногда ночью. Есть еще такой вид чревоугодия - лакомство (в аскетике его называют гортанобесием): оно заключается в прихотливости к пище, желании дорогой, изысканной - особо вкусной пищи. "Чревоугодие есть изобретатель приправ", - сказано в "Лествице".
Все это (и не только это) святые отцы считают проявлениями чревоугодия. И объясняют, что именно объединяет столь разные явления.
Всякое чревоугодие - это еда (или питие) не по телесной потребности, а по угождению чреву. А как отличить одно от другого? Откуда человеку знать, почему его так и тянет к столу или к холодильнику? Почему не хочется выходить из-за стола: то ли это действует телесная потребность, то ли он грешит чревоугодием ?..
В святоотеческой литературе высказывается одно наблюдение: как правило при чревоугодии не тело, а душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды, потому что она только от насыщения чрева может получать радость. Именно в этом смысле следует понимать слова преп.Иоанна Лествичника о чревоугодии как "притворстве чрева", которое, будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: алчу"...
Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной [законной) телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность узнается по чувству голода, когда вкушающий не разбирается: "вкусно - невкусно, или не очень вкусно" или: "этого хочу - этого не хочу", "это хочу - это съел бы"... А угождение чреву - это либо превышение нужного телу количества пищи (когда едят без чувства голода, уже насытившись), либо услаждение вкуса (тоже еда без чувства голода, с желанием испытать наслаждение от самого вкусового ощущения).
Увы, приходится сознаться, что мы не только почти все поголовно виновны в смертном грехе чревоугодия, но и невольно вовлекаем в него детей.
Получается, что мы хотим воспитать дитя здоровым, жизнерадостным и ... развиваем в нем губительную страсть.