Цель поста
Святые отцы, говоря о важности поста, не считают его чем-то достаточным для спасения.
В житии преп.Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который между прочим сказал: "Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю..."
Действительно, как мы знаем из святоотечес-кого учения, самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждение других. Без смирения невозможно спастись.
Пост не есть какая-то самостоятельная добродетель. Он не есть смирение, но способствует приобретению смирения. Пост не есть целомудрие и чистота, но способствует достижению этих добродетелей. Пост - это делание, причем делание телесное. Так и следует понимать слова преп. Иоанна Кассиана: "Мы не полагаем надежды на один пост. Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа".
Таким образом, целью поста является не самоистязание, не "умерщвление" тела, как полагают некоторые, а его смирение пред высшей частью человеческого существа - духом.
Все знают, что такое быть "рабом желудка". У такого "раба" потребности тела управляют всеми поступками, с ними связаны все мысли и чувства. Это уподобляет человека животному. Смиряющий плоть постом тем самым освобождает дух из-под ее власти. Почему и как это происходит, трудно сказать, но о тесной взаимосвязи телесного и душевного состояния мы знаем от святых отцов и на собственной практике.
Замечено, что скоромная пища, как утучняющая и разжигающая страсти, мешает нам молиться и думать о духовном, и в определенные дни Церковь освобождает нас от нее. Но даже и не это самое главное. Так, преп.Амвросия Оп-тинского спросили: "Не все ли равно Богу, какую пищу мы едим?" Он объяснил: "Не пища важна, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного". Грех состоял в нарушении заповеди ради исполнения своей воли, пожелания чрева. И пост как раз помогает преодолеть власть "чрева" (то есть плоти).
Многими замечено, что перемена тяжелой скоромной пищи на легкую постную (хотя бы даже мяса на рыбу), как и уменьшение количества пищи, делает нас более способными к духовной жизни.
После сытного обеда из нескольких блюд нами владеет лишь одно желание - лечь полежать. А только приляжешь - тут же заснешь... Серьезные умственные занятия в таком состоянии почти невозможны. Молиться в нем еще труднее. Почему? Не только потому, что клонит в сон. "Ум постника, - говорит преп. Иоанн Лествичник,- молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний". Пост же, как учат святые отцы, "собирает" ум, который в состоянии пресыщения тела пищей рассеивается помыслами. "Собранный" ум побеждает духа блуда, духа празднословия, духа лености.
Подвижники, на собственном опыте познавшие действие поста, замечают, что угождение чреву (то есть удовлетворение пожеланий плоти) "усиливает его свирепость" против духа. Угождающий чреву теряет способность к духовной жизни, но и "добившись своего", чрево не оставляет человека в покое, требуя удовлетворения новых и новых потребностей... В этом и выражается его "свирепость".
Святые отцы уподобляют чрево дикому зверю, а пост - способу его укрощения или крепкой узде, с помощью которой дрессировщик или возница (ум человеческий) подчиняет зверя своей власти."Пост, - говорит св.Иоанн Златоуст, - смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе" (то есть способной к духовной жизни).
Таким образм, пост, по словам другого святого отца, преп. Ефрема Сирина, "отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия".
В Православной Церкви пост является всеобщим установлением, то есть он установлен для всех: и монахов, и мирян, и царей, и нищих, и взрослых, и детей. Но он не является повинностью, неприятной обязанностью или наказанием - его следует понимать как спасительное средство, своего рода врачевство (лечение, лекарство) для каждой человеческой души. "Пост не отталкивает от себя, - пишет об этом св. Иоанн Златоуст, - ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти".