Пост и свобода воли

Одного старца (иеромонаха Феодора Ушакова, в прошлом веке жившего в Санаксарском монастыре) некий дворянин спросил: "Если человеку заповедан пост и воздержание, то для чего на земле сотворено Богом столько приятных, услаждающих нас вещей?" Старец ответил: "Если бы Бог не сотворил в таком обилии благ земных, тогда пост у всех был бы невольный. Нужно думать, что обилие благ на земле не для наслаждения, а для совершенства поста. Бог не восхотел невольного поста, а восхотел, чтобы мы, при всем изобилии, не воздерживались только поневоле, но и постились ло собственной воле из любви к Нему, как предано сие Святой Церкви"...
Таким образом, пост установлен Богом и угоден Богу, но "Он не восхотел невольного поста", то есть насильственного лишения человека того или иного яства. Человеку, как и во всем, оставлена свобода воли - свобода следовать или путем спасительного самоограничения, или гибельным путем удовлетворения своих прихотей. Только добровольный пост является настоящим, богоугодным постом.
Знаменитый подвижник древности, преп. Пахомий Великий, в одном из основанных им монастырей однажды услышал жалобу молодого монаха на голод. Желая знать причину такой скудости в обители, Преподобный выяснил, что причиной была чрезмерная строгость главного повара. Преп. Пахомий приказал повару готовить горячие кушанья разных видов, чтобы не насильно заставлять монахов поститься, а давать им возможность добровольно отказываться от яств и учиться таким образом обуздывать свои желания.
Преп. Пахомий явил пример истинно мудрого отношения наставника к посту своих духовных чад. Он, несомненно, знал, что не все при новых условиях сохранят строгий пост, но все же предпочел оставить своим ученикам свободу выбора. В ней - весь смысл поста.
Попробуем теперь соотнести сказанное с проблемой детского поста.
Приведенный выше случай произошел с монахами, пусть и немощными, но уже сознательно избравшими свой путь - путь совершенных, то есть путь постоянного отречения от себя. Можем ли мы ждать такого свободного выбора от ребенка?.. Очевидно, какая-то доля родительского насилия все же должна иметь место, иначе в чем же и состоит воспитание.
Не стоит надеяться, что трехлетний малыш сам, без объяснений и напоминаний, возьмет и начнет поститься по примеру взрослых в среду и пятницу (если, конечно, оставить в стороне исключительные, чудесные случаи).