Глава шестнадцатая. Отрадные горы.

Пилигримы дошли, не останавливаясь, до Отрадных гор, тоже принадлежавших Владыке той горы, о которой мы говорили выше. Они поднялись на перевал и с восторгом смотрели на окрестные сады и виноградники. Из чистого родника попили они воды и умылись ею, потом поели сладкого спелого винограда. По склонам гор пастухи пасли стада овец. Пилигримы подошли к ним и, опираясь на посохи, спросили, кому принадлежат Отрадные горы и чьи стада на них пасутся.
- Эти горы лежат на земле Эммануила неподалеку от Его города, - ответили пастухи. - Стада тоже Его, и Он положил жизнь Свою за них.
- Эта ли дорога ведет к Небесному Граду?
- Вы стоите на верном пути к нему.
- А далеко ли еще идти?
- Кому далеко, а кому и нет; для тех, кто действительно отдал свою жизнь Богу, - близко.
- А путь безопасен?
- Безопасен для праведников, а беззаконные падут на нем.
- Не найдется ли здесь места для пилигримов, желающих передохнуть и набраться сил?
- Владыка гор поручил нам "не забывать оказывать гостеприимство странникам", поэтому все, что мы имеем, к вашим услугам, - ответили пастухи.
Пастухи, поняв, что пилигримы явились издалека, в свою очередь задали путешественникам несколько вопросов: откуда? куда держат путь? как они вообще добрались до этих гор, ибо немногие доходят до них? Ответы пилигримов вызвали у добрых пастухов радость, выразившуюся в восклицании: "Приветствуем вас на Отрадных горах!"
Познание, Опытный, Бдительный и Искренний, так звали пастухов, повели пилигримов в свои шатры, где приготовили им сытный обед. Пастухи попросили странников остаться на несколько дней у них, чтобы поближе познакомиться с ними, отдохнуть и насладиться благами этих гор. Пилигримы с радостью приняли это предложение и остались ночевать, так как время было позднее.
Утром их разбудили пастухи и предложили им побродить по горам. Пилигримы с благодарностью приняли это приглашение и отправились вместе с пастухами на прогулку. Вид на фоне восходящего солнца был сказочным. Они поднялись на самую вершину горы, называемой Заблуждение, которая с противоположной стороны оказалась совершенно отвесной. Пилигримы посмотрели вниз и с ужасом увидели груду разбитых человеческих тел.
- Что это значит? - спросил Христианин.
- Разве вы никогда не слышали о тех, кто был введен в заблуждение, внимая речам Именея и Филита о воскресении мертвых?
- Слышали, - ответили пилигримы.
- Так эти несчастные, нашедшие свой конец у подошвы горы, -те самые, которых ввели в заблуждение. По сегодняшний день они не преданы земле и служат предостережением для тех, кто, подобно им, хочет вскарабкаться слишком высоко или подойти чересчур близко к краю бездны.
Затем пастухи повели их на вершину другой горы, называемой Предостережение, и попросили их посмотреть вдаль. Взору их предстала мрачная картина. Они увидели людей, бродящих между могилами. Все эти люди были слепы, потому постоянно спотыкались о надгробные камни и никак не могли оттуда выбраться. Христианин попросил объяснить им смысл увиденного.
Пастухи ответили так:
- Не заметили ли вы, когда шли сюда, тропинку, бегущую по левую сторону от дороги?
- О да, - ответили пилигримы.
- Эта тропинка ведет прямо к замку Сомнение, где живет великан Отчаяние. А эти люди, - пастухи указали на слепцов, - были такими же пилигримами, как и вы, пока не дошли до забора. И потому, что путь их был каменистым, они сочли за лучшее перелезть через забор и пойти по мягкой траве. На поляне они были схвачены великаном Отчаяние, который запер их в темницу замка Сомнения. После того, как они провели некоторое время в холодной и мрачной темнице, он их ослепил и пустил скитаться между могилами. Так сбылось пророчество великого мудреца: "Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов".
Христианин и Уповающий взглянули друг на друга, и глаза их наполнились слезами, но они ни словом не обмолвились о пережитом.
После этого пастухи повели пилигримов вниз, в глубокую долину, где виднелась дверь, ведущая в глубь горы. Они отворили ее, и в нос тотчас ударил запах серы. Среди мрака и густого дыма они расслышали треск пылающих поленьев и страдальческие стоны.
- А это что должно означать? - спросил в недоумении Христианин.
- Это преддверие ада, - ответили пастухи. - Туда попадают лицемеры и те, кто, как Исав, продает свое первородство или, как Иуда, предает своего Господа; те, кто, как Александр, порочит Евангелие или, как Анания с Сапфирои, лгут.
Тогда Уповающий спросил пастухов:
- Вероятно, эти люди тоже были когда-то пилигримами, как и мы?
- Да, и даже довольно долго.
- На каком же отрезке пути они погибали?
- На разных. Иные добирались дальше этих гор, другие - не доходя до них.
Пилигримы переглянулись:
- Нам надо постоянно взывать к Всемогущему о даровании нам силы, - сказали они.
- Да, сила необходима будет вам и далее. Возможно, что ее придется даже применить.
В это время пилигримы пожелали продолжить свой путь, и пастухи решили их проводить и с миром отпустить. Поднявшись на вершину горы Ясная, пастухи, посоветовавшись, решили показать им ворота Небесного Града, которые отсюда можно было разглядеть в бинокль. У бедных пилигримов от всего увиденного и услышанного дрожали руки, они с трудом держали в руках бинокль и потому толком ничего не смогли разглядеть. Однако им все- таки показалось, что они увидели нечто вроде ворот, за которыми было что-то необычайно прекрасное.
И они отправились далее, напевая:
"От пастухов узнали мы тайны, которые сокрыты от прочих людей! Идите же к пастухам, если кто из вас желает узнать то сокровенное, что до времени остается тайной".
На прощание каждый из пастухов дал пилигримам в дорогу напутствие. Познание подарил описание дальнейшего маршрута, Опытный предостерег: "Берегитесь Соблазнителя", Бдительный посоветовал не засыпать на Очарованной земле, и, наконец, Искренний напутствовал их: "Бог с Вами!".
На этом я проснулся.