Циклодол

Циклодол - самый старый из лекарственных препаратов, применяющихся для лечения паркинсонизма. В качестве одурманивающего средства препарат начал использоваться в нашей стране в конце 50-х - начале 60-х годов и по степени распространенности и последствиям злоупотребления им стал советским аналогом РСР.
"Мода" на циклодол пришла из психиатрических больниц. В медицинской практике тех лет появился аминазин, произведший революцию в существовавших ранее подходах к психическим болезням. Препарат получил невероятно широкое распространение - его получали практически все страдавшие шизофреническими психозами пациенты. Но имел он и побочные эффекты. В частности, нейролептик вызывал нарушения координации движений - так называемый нейролептический или экстрапирамидный синдром. Поэтому практически всем больным для предупреждения осложнений одновременно с аминазином назначался циклодол.
Пациенты довольно быстро выяснили, что малейшая передозировка циклодола вызывает опьяняющий эффект, а еще большее увеличение дозы (при отмене аминазина) приводит к галлюцинациям.
В советское время судьбы пациентов психиатрических больниц и заключенных нередко пересекались. К началу 70-х годов циклодол проник в тюремную и лагерную среду, где его принимали вместе с алкоголем, барбитуратами, вываренным чаем - "чифирем" и т. д.
Циклодол и ряд других аналогичных препаратов и сейчас продается у нас на улицах наравне с наркотиками, но особенное распространение получил в школьной среде. Судя по рассказам наркоманов, немалое количество торговцев наркотиками предлагает школьникам 2-3-го класса попробовать "безвредные таблетки, которые используются как лекарство". По крайней мере у 24% наших пациентов, страдающих зависимостью от героина, наркотический опыт начался с согласия принять циклодол в школе или на танцах.
Фазы цикл од олово го опьянения описаны Э.А. Бабаяном в руководстве "Наркология", выпущенном в 1987 году. Опираясь в целом на это руководство, мы использовали отдельные аспекты собственного клинического опыта.
Первая фаза. Она связана с подъемом настроения, или эйфорией. Развивается через 20-30 минут после приема таблеток. Появляется чувство тепла, в первую очередь в руках и ногах. Самочувствие - приятное, в теле легкость. Звуки представляются четкими, краски - яркими и привлекательными. Житейские неприятности отходят на задний план. Наркоман становится болтливым; движения, вначале плавные, заметно ускоряются. Все вокруг вызывает смех. Такое возбужденное состояние длится еще около двадцати минут и сменяется второй фазой.
Вторая фаза. Через 40-45 минут эффект уже иной - появляется заторможенность в движениях, желание прилечь, головокружение и своеобразное ощущение невесомости. Человека может бросать "то в жар, то в холод". Наркоман как бы видит себя, лежащего на диване, со стороны. При этом меняется вся окружающая обстановка - предметы становятся зыбкими, текучими, "мерцающими". Разными пациентами ощущения воспринимаются по-разному: и как приятные, и как устрашающие. В любом случае в этом состоянии подросток не в силах четко формулировать мысли и даже просто общаться. Именно в этой фазе наркоман теряет ощущение собственного "Я", становясь абсолютно безвольным и внушаемым. Одна из наших пациенток именно в такой момент была изнасилована 11 (!) молодыми людьми. Характерно, что, в отличие от некоторых других галлюциногенов, картина опьянения циклодолом хорошо запоминается. Эпизод изнасилования отразился на всей жизни молодой девушки (хотя она больше ни разу не притрагивалась к наркотикам).
Вторая фаза продолжается от 2 до 3,5-4 часов, в зависимости от принятой дозы циклодола.
Третья фаза является периодом возникновения галлюцинаций, но фаза эта может и не развиться. Все зависит от принятой дозы препарата и индивидуальной переносимости.
На фоне "невесомости" пациент перестает ориентироваться во времени и пространстве. Сначала появляются своего рода обманы восприятия - щелчки, звонки, странные звуки. Затем - внезапно возникающие образы, главным образом людей или животных. Образы двигаются, разговаривают и отдают приказания. Один из наших пациентов рассказывал, что по приказу "странного деда без глаз" - дело происходило на подмосковной даче - он дошел до станции и лег на рельсы. По счастью, был перерыв в расписании электропоездов. Наркоман понимал, что "деда" нет в реальности, что это галлюцинация. Однако сопротивляться не мог: было легче слушаться, чем сопротивляться. Такого рода галлюцинаторные переживания также могут продолжаться от 2 до 4 часов.
Далее наступает четвертая фаза. Вместо легкости тело наливается тяжестью, наваливается усталость до чувства полного изнеможения. Очень хочется спать, но большинство наркоманов уснуть не может. Приблизительно через 8-12 часов состояние постепенно нормализуется.
Подросток, пользующийся циклодолом как наркотиком, имеет характерный внешний вид: на фоне бледно-воскового лица появляется заметный румянец на щеках и резко выделяются ярко-розовые губы. Складывается впечатление, что он "намазался" неестественной косметикой.
Отмечаются мелкие подергивания мышц лица и конечностей. Чаще всего бросаются в глаза мелкие судороги рта и пальцев.
Интересно, что из 82 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, которые обращались к нам за помощью, 66 (!) описывают свои ощущения от первых опытов с циклодолом как резко неприятные. Чаще всего применяются слова "кошмар" или "ужастики". Даже легкость и парение во второй фазе для них вещь скорее пугающая и вызывающая тревогу: "Мысли становятся легкими, кажется, вот-вот взлетишь. Но одновременно полностью перестаешь соображать и становится страшно. Если ты не способен соображать, то не знаешь, что случится в следующий момент, не понимаешь, где ты находишься, и это очень страшно".
Несмотря на это, все же 90% из числа обследованных нами подростков продолжают прием циклодола.
При приеме препарата несколько раз в неделю подросток начинает испытывать стойкий дискомфорт, если не может удовлетворить привычную потребность в дозе.
Через несколько месяцев развивается стойкая психическая зависимость. Потребность в приеме препарата увеличивается. Интервал между приемами сокращается до 24-36 часов. При попытке отказаться от приема препарата наблюдается снижение мышечного тонуса, появляется раздражительность и злоба на окружающих. Мысли о циклодоле вытесняют все. Ребята оставляют работу и учебу, пропадают из дома.
Примерно через год после начала систематического приема общая картина становится удручающей. Мелкие мышечные подергивания оборачиваются частыми судорогами лица и рук - например, непрерывным разжиманием и сжиманием в кулак пальцев рук. Молодой человек постоянно неусидчив, не может долго находиться на одном месте, развинчен, непрерывно вскакивает, совершает массу бессмысленных непроизвольных движений. В период отмены психоактивного вещества (период абстиненции) подобные расстройства усиливаются. К ним относится и слабость, потливость, тошнота, понос, летучие боли в мышцах и суставах.
При малейшей врожденной органической ослабленности нервной системы "неестественное" повышение мышечного тонуса и интенционный тремор легко могут переходить в развернутые эпилептические припадки.
Еще более частое явление - токсические психозы. Например, циклодоловый делирий (циклодоловая "горячка"). Особенно страшен тем, что грань между собственно галлюцинациями, наступающими во время приема циклодола, и приступами "горячки" (отека мозга) практически незаметны для самого подростка. Психоз и удовольствие становятся абсолютно неотличимы.
"Я валялся в комнате и беседовал с огромной добродушной говорящей собакой. Собаку я боялся, но не очень. Вдруг за окном раздалось что-то вроде удара грома и в комнате образовалась толпа разъяренных людей с палками в руках. Они стали лупить собаку и обвинять меня в том, что я с отцом ее откуда-то выпустили. От дикого страха я вылез в окно (15-летний мальчишка, к счастью, жил на втором этаже). Дальше я ничего не помню. Знаю только, что отец нашел меня утром у двери избитым, с выбитыми зубами и с зажатой в руке палкой. Отец говорит, что я ничего не соображал, только бормотал, что должен немедленно кого-то убить; и палку отнять у меня было невозможно. Дальше помню только больницу и себя под капельницей..."
Практически все подростки, которых пришлось наблюдать, перенесли до трех подобных психотических эпизодов. Стоит отметить, что большого числа подобных состояний организм перенести не может. Во время 4-5-го делирия молодые люди, как правило, умирают...
Циклодоловая токсикомания быстро приводит к нарушению нормального развития головного мозга и прямой атрофии нервных клеток. Уже через полгода систематического приема циклодола появляются нарушения памяти. Подросток не в состоянии запомнить даже телефонного номера. Падает способность к логическому мышлению. Самооценка становится невозможной - подросток больше не видит себя со стороны. Развивается глубокая органическая деменция, привычно называемая нами слабоумием.
В рамках юнгианских представлений она будет описываться как исход, конечное состояние процесса "понижения умственного уровня" - слабой интенсивности работы сознания.
Мы напоминаем читателю клиническую картину циклодоловой токсикомании, так как имеем основания считать, что число подростков, злоупотребляющих аналогичными препаратами, вновь стало стремительно увеличиваться в конце 90-х годов. Вместе с тем специалисты, внимание которых поглощено волной "сильных" наркотиков, почти совсем перестали обращать внимание на "таблеточки", незаметно появляющиеся в школах и на танцплощадках.