Ибога

В тропических лесах Западной Африки живет загадочное племя фангов. Считается, что свою религию "бвити" они заимствовали от еще более загадочного племени пигмеев во время своих миграций по Африканскому континенту. Так как ни у фангов, ни у пигмеев нет родственного нашему летоисчисления, хронологию религии "бвити" проследить невозможно. Ясно только, что ее начало теряется в седой древности тысячелетий.
В основе этой религии лежит культ кустарника ибоги. Массовые трансы, в которые впадает племя под воздействием выжимки из корней ибоги, являются главным религиозным действом. По "рецепту" фангов надо съесть "много граммов коры" кустарника, для того чтобы "голова открылась и духи вошли в нее". Куст ибоги в тропическом лесу встречается крайне редко, поэтому фанги выращивают его искусственно.
Интересно, что, по мнению антропологов, растение ибога послужило главной причиной того, что фанги сохранились и до наших дней как отдельное племя, имеющее независимую религию и культуру. Туземцы просто не принимали истин, не подтверждаемых духами, с которыми в процессе ритуального приема растения они общались. Тем самым они практически не были подвержены влиянию ни других племен, ни современной цивилизации.
Возможно, не стоило бы вовсе говорить об ибоге, если бы она не стала первым галлюциногеном, с которым познакомилась Европа. В середине XIX века появились первые торговые контакты между континентом и Западной Африкой. На всемирной парижской выставке 1867 года публике был представлен как сам кустарник, так и тонизирующее лекарство ламбарен, которое рекомендовалось в качестве панацеи от всех болезней: от бессонницы до сифилиса.
Главная надежда возлагалась на "ламбарен" как на аф-родизиак (то есть средство, усиливающее сексуальную потенцию у мужчин и женщин). Реклама тех лет подавала его как лекарство для лечения импотенции.
В 1901 году из корня кустарника был выделен алкалоид (алкалоиды - активные химические соединения, выделенные из растений), который назвали ибогаином.
Тогда же появились сообщения об "отравляющей" способности этого алкалоида. При больших дозах ибогаина пациент начинал видеть "тени" и образы ярких, цветных объектов. Видения не отличались от реальности, вызывая у пациентов панику.
Вполне вероятно, на подобные ощущения накладывались модные в начале века спиритические настроения. Характерна фраза одного из пациентоз, принимавших ламбарен:
"Я не хочу быть импотентом, но и медиумом я становиться не собираюсь..."
Во всяком случае, и в Европе, и в Америке к 1910 году ибогаин был запрещен. Дальнейшие его исследования прервались; до сегодняшнего дня его психоактивные свойства до конца не изучены.
Очевидно, европейское сознание в лице законодателей испугалось галлюцинаций, вызываемых корой ибоги. Причем испугалось настолько, что растение не стали даже изучать.