Об озерах целебных

Целебные иловые грязи Сакского и Мойнакского озер действительно чудодействующие. Многие, очень многие больные в результате грязелечения получают значительное облегчение или полное выздоровление.
Еще Плиний и Птоломей в своих сочинениях упоминали об удивительной земле, исцеляющей раны, которая, указывают они, лежит в западной Тавриде.
Лечебную грязь соленых озер Крыма люди использовали еще в средние века. О ней ходили легенды. Легенда, записанная Ю. Ярмышем, публикуется ниже.
Гей, вы, кони сильные, кони казацкие! Летите быстрее стрел татарских острых, ветер обгоняйте! Несите невольников израненных к садам вишневым, к зорям родным, к водам днепровским!
Гей, на волю! На Вкраину милую!..
Мчат по степи крымской, пекучим солнцем выпаленной, отважные запорожцы. А тревожные думы назад летят. Там, над поганым турецким Козловым*, еще гудит пожар, там еще не успели остыть мертвые побратимы. Много полегло их сегодня в городе печали, в городе рабства. Однако еще больше удалось вырвать на волю. Вот они рядом, на конях. Беспомощные, изголодавшиеся, худые, как былинки, на ветру качаются. Не верят своему счастью.
Скачут кони, скачут.
А долго ли смогут выдержать бешеную гонку? И удастся ли убежать от татарской погони? Скоро, ох, скоро утомятся казацкие кони! А орда не дремлет...
- Сто-ой! - разнесся над степью суровый голос атамана.
Сгрудились казаки. Спрыгнул атаман с коня, до сухой земли ухом припал. Слышит он, как гудит-стонет земля под далеким топотом конским.
И молвил атаман:
- Всем нам нет отсюда дороги, браты мои. Отдайте же лучших коней тем, кого спасли. Пусть с проводниками мимо озер соленых на
Вкраину скачут. А мы тут останемся. Дорогу бусурманам преградим...
То не черная туча по небу плывет, то ханское войско по степи скачет. У каждого всадника по два-три коня на поводке. Чтобы страха больше на врага нагнать, чтобы свежие кони были под рукой, и чтобы можно было день и ночь, не останавливаясь, скакать.
Всматриваются вдаль татары: где же неверные, что посмели напасть на город ясноликого хана? Где беглецы? Где они?
Но тут, как соколы падают на добычу, так запорожцы из засады кинулись на врага, острым клином в войско бусурманское врезались.
Так называли украинцы турецкую средневековую крепость Гёзлёв (ныне г. Евпатория).
Засвистели сабли, запели смертельные песни стрелы татарские. Брызнула горячая кровь на землю...
Много врагов полегло тогда от сабель казацких. Может и удалось бы смельчакам победить в бою, да на помощь ворогам новый отряд спешил. Притиснули запорожцев к озерам соленым. И негде было им развернуться, показать боевое казацкое умение. Кони увязали в топкой прибрежной грязи, сбивались в кучу, и падали казаки под татарскими стрелами. Тут и погибли они, все до одного...
Солнце погружалось в море, плакала вечерняя зоря, заливая кровавым светом степь и соленые озера. Белый туман опустился на землю, стараясь прикрыть страшную картину поля боя.
Лежат казаки у берега в соленом озере, умолкшие, руки белые в смертельном сне раскинувши. Никто не застонет, не шевельнется. Жупаны их саблями пошматованы, кровью залиты. Не матери заплачут горячими слезами над погибшими сыновьями - степные вороны закаркают. Не родные руки глаза закроют - вороны выклюют...
На рассвете, когда солнце бросило свой первый луч, слетелись вороны на мертвое поле битвы. Закаркали, крыльями замахали на радостях - большая добыча досталась.
Но что это? Стали вдруг оживать казаки. Тот рукой шевельнет, тот голову приподнимет, тот к товарищам слово промолвит:
- Ох, и долго же я спал, как убитый...
Дивуются казаки: что все-таки с ними сталось? Ведь и этот побратим в бою был зарублен, и тот с коня упал, как подкошенный - сами ведь видели...
Поднимались казаки, оглядывались вокруг, себя ощупывали. Что за чудеса? Раны, покрытые черной грязью, затянулись, заживились. И поняли тогда казаки: земля родная для своих детей - всегда мать. Никогда не оставит их в горе-беде, на помощь придет.
Вошли казаки в озеро, соленой водой умылись, а в шапки и бурдюки чудодейственной, исцеляющей грязи набрали. Затем разыскали уцелевших коней, подтянули седла и в степь родную поскакали. Понесли на Вкраину суровую весть о битве кровавой и удивительный рассказ о целебной силе земли крымской.