Скалы-близнецы
Напротив Артека, недалеко от берега, стоят Адалары - скалы-близнецы, очень похожие одна на другую. Когда-то они были соединены с побережьем. Но море, уничтожив перемычку, постепенно отделило их от берега. Над морской гладью эти небольшие островки возвышаются на 35 и 48 метров.
Легенда связана также с Медведь-горой. В давние времена на ее вершине действительно стоял замок - укрепление, и были храмы. Об этом свидетельствуют остатки их, сохранившиеся до наших дней.
Когда-то на Медведь-горе стоял величественный замок. Далеко видны были его высокие башни, еще дальше разносилась слава о его владельцах - братьях-близнецах Петре и Георгие.
Красивее их не было по всему Черноморскому побережью. Кудри до плеч, глаза - словно угли горящие: глянут ласково - будто осчастливят навек, грозно посмотрят - задрожишь. Стройные, смелые с гордым взглядом, они были любимцами народа и грозой врагов.
Много верных слуг было у молодых князей, но вернее всех служил им старый Нимфолис. Любили братья Нимфолиса. Во всем слушались его.
Однажды в темную ночь постучал к братьям старый Нимфолис.
- Что тебе, дорогой? - спросили братья.
Печально посмотрел на них старик и сказал:
- Я пришел проститься с вами. Ухожу. Не уговаривайте меня, на то не моя воля... А на прощание даю вам по подарку. Вы постигнете тайну живущего, узнаете, как устроен мир. Но помните: никогда не пользуйтесь этим даром с корыстной целью, для насилия. Пусть он служит вам только для радости познания.
Поставил старик на стол два перламутровых ларца и исчез. Бросились братья к ларцам, открыли их. В одном лежал жезл с надписью: "Подними его - и расступится море, опусти - увидишь все, что есть в пучине", а в другом ларце были два серебряных крыла тоже с надписью: "Привяжи их - и понесут тебя, куда захочешь, узнаешь там все, что пожелаешь".
Стали братья жить да поживать, часто вспоминая Нимфолиса. Задумает Петр - и рванется в голубую высь, захочет Георгий - по дну моря с жезлом пойдет, поражая морских чудовищ твердой рукой. Изумлялись гости дивным рассказам Петра о далеких странах, содрогались самые храбрые при виде страшных чучел из морских чудовищ.
Но вот услышали братья, что в далеком славном городе на быстрой реке есть две сестры, девушки-близнецы. Говорили, что сестры - красавицы писанные, такие стройные, что когда идут, будто корабли по тихому морю плывут, такие смелые, что гордый взгляд голубых глаз ни перед кем не опускают.
Братьям бы прийти с миром да лаской, заслужить приветливостью своей любовь и уважение, показать себя во всей душевной красоте. Так нет, налетели они на далекий славный город, жителей побили, сестер-красавиц силой взяли. А силой взятое - не любовью взятое. Насилие и любовь никогда не уживутся.
Орлы встретили орлиц!
Не захотели гордые сестры принять братьев, отвергли их любовь, которую те хотели подарить им в неволе. Если бы в поднебесье, паря в неоглядном просторе, нашли они друг друга... А в клетке тесной, стальными прутьями перевитой, омертвели души сестер, и ничего в них не осталось, кроме презрения и ненависти к братьям.
Дрогнули сердца братьев от боли. И захотели они любой ценой добиться любви сестер.
Пришли братья к ним и говорят:
- Скажите, как заслужить вашу любовь?
Гордо отвернулись от них сестры. Долго молчали, потом одна сказала, не глядя на братьев:
- Свободу раньше дайте нам. А потом будем говорить, как равные с равными.
Переглянулись братья и покачали головами:
- Нет!
Чего только не делали молодые князья, чтобы заставить улыбнуться красивых сестер. Они по-прежнему были холодны и молчаливы, словно камни на дне морском.
Затосковали братья. Думали в кровавых битвах забыть о девушках - не помогло. Как шип железный, ранит сердце отвергнутая любовь. Думали в путешествиях заглушить тоску - не заглушили.
Говорит брат брату:
- Может быть скажем им о наших ларцах, о жезле и крыльях? Они узнают, кто мы с тобой и откроют нам свои сердца.
- Давай скажем им, что мы властны подняться к самому солнцу и их поднять туда, мы можем опуститься в глубину моря и их увлечь за собой.
Всю ночь не спали братья. Они помнили завет Нимфолиса, который предупреждал их, чтобы не пользовались они волшебными дарами с корыстной целью. Как отнесется к их поступкам старый слуга?
- Он нас не осудит, - сказал Георгий. - Ведь он, наверное, знает, как нужна нам дружба этих женщин. Нет, не ради корысти, а ради счастья и покоя решаемся мы показать то, что скрыто от глаз человеческих.
Назавтра подвязал Петр коню крылья, уселись на коня братья с сестрами и поднялись ввысь. Не одно облако они задели, не одна молния пронеслась мимо них на землю, а все выше поднимались дерзкие. К вечеру, словно гора алмазов, засветились перед ними солнечные чертоги, и прянул на людей, опаляя, солнечный луч.
Раздался голос старого Нимфолиса:
- Назад!
Задрожал Петр, испугался впервые в жизни, и повернул коня. Словно вихрь, неслись они вниз. Дух занялся у сестер, закрылись голубые глаза, без чувств опустил их на землю Петр. Но очнулись они и заговорили насмешливо, дерзко:
- Не поднял нас до солнца, бежал, как трусливый заяц. Как слабая женщина поступил. Недостойны ни ты, ни брат твой нашей любви. Вот и в море пойдем, опустимся в пучину и опять не дойдем мы до конца, не увидим царя морского.
Передернуло обидой лицо Георгия, гневно глянули черные очи, загремел тяжелый меч о вымощенный каменный пол. Ничего не сказал он, молча вышел.
На следующий день запряг Георгий коней в колесницу и повез сестер и брата к бурному морю. Поднял и опустил жезл, расступилась пучина, и понеслись они по дну моря.
Недалеко еще отъехали от берега, как явился незримый для красавиц Нимфолис в зеленом плаще и сказал:
- Георгий, приказываю тебе вернуться, если не хочешь погибнуть сам и погубить других.
Ничего не ответил Георгий, только хлестнул быстрых коней. Разгневался царь пучины, поднял трезубец - и исчезли братья и сестры вместе с колесницей.
Но не погибли братья, а превратились в скалы.
Стоят в море окаменевшие братья-близнецы-люди так и назвали их Адаларами, то есть, скалы, - и с грустью смотрят на Медведь-гору, где некогда возвышался их великолепный замок. И повествуют они о том, как печально кончаются попытки завоевать сердце женское силой и обманом.