Демерджи - Кузнец-Гора

Когда шоссе, идущее из Симферополя на Южный берег, минует Ангарский перевал, весь спуск вас будет сопровождать силуэт горы Демерджи, что на востоке. Демерджи - значит Кузнец-гора, а прежнее ее называние - Фуна, что на древнегреческом означает Дымная.
Демерджи - одна из самых красивых крымских гор. Сколько часов имеет день, столько раз меняется ее цвет - будто радуга переливается по ее склонам. У подножья - нагромождение огромных каменных глыб - результат горных обвалов.
Знаменита гора и Долиной Привидений. Уникальное творение природы находится на юго-западном склоне Демерджи. Долина наполнена многочисленными причудливыми изваяниями, которые, особенно в вечернее время, напоминают своими очертаниями истуканов, фантастические чудовища, грибы, столбы и т.п.
О них старожилы здешних мест рассказывают множество легенд. Вот одна из них.
Было это в давние-давние времена. Хлынули в Тавриду орды жестоких кочевников-завоевателей. Как огненная лава, растекались они по степи, долинам и горам, оставляя за собой разрушения, дым, горе.
Не покорились пришельцам гордые жители здешних мест. Немало истребили они незваных гостей. И чем дальше продвигались пришельцы вглубь полуострова, тем больше им нужно было оружия.
И дошли они до горы, стоявшей недалеко от моря, с вершины которой поднимался столб дымящегося огня, освещая все вокруг. Местные люди гору так и называли - Фуна, то есть, Дымящая. И первый горн в этих местах они зажгли от огня с вершины Фуны.
Славились они кузнечным искусством, немало умельцев жило и в селениях, что расположились у подножья горы, работая в своих маленьких кузницах.
Собрались возле горы военачальники-завоеватели, с удивлением смотрели на ее укутанную дымом вершину.
Подозвали своего мастера-кузнеца. Был он угрюм, роста высокого, широкую грудь закрывала длинная черная борода, глаза большие, глубокие. Глянешь в них - взгляд не оторвешь, а душу обволакивает страх. Кто хоть раз встретил этого человека, не мог забыть его тяжелого взгляда.
- Лучший горн где найдешь? - сказал старший военачальник. - Тут будем ковать себе оружие.
И послали они чернобородого Кузнеца на Фуну. А вместе с ним и мужчин, которых согнали из окрестных селений.
Устроил Кузнец там гигантскую кузницу, и с той поры у завоевателей появилось много нового оружия, с помощью которого они сеяли смерть на земле Тавриды.
Незатухая, полыхала пламенем гора, валил удушливый дым, далеко вокруг разносился тяжелый грохот молотов, звон металла. От непосильного труда гибли мужчины, вместо них пришельцы пригоняли новых и заставляли трудиться днем и ночью. Пылавшее пламя сушило землю. Иссякали родники, мелели речки, гибли виноградники, чахли плодовые деревья.
Обезлюдели окрестные селения, приближался конец всему живому вокруг.
Собрались старейшины, чтобы обдумать, как же избавиться от страшной беды, постигшей их. И послали самых уважаемых людей просить Кузнеца не губить их и покинуть гору. Долго не было старейшин, а потом с Фуны доставили горячие кувшины с их пеплом.
Поняли люди, что хотел этим сказать им Кузнец, и всех охватило глубокое горе.
Тогда на гору к Кузнецу решила подняться Мария, молодая, необыкновенной красоты, девушка, чтобы упросить его покинуть гору.
Чуть заметными тропами пробралась она мимо стражи до адской кузницы. Мрачную картину увидела Мария. Под огромным каменным навесом клокотали огнем десятки горнов, гудели меха, яркими снопами разлетались искры. У наковален полуголые люди били молотами по раскаленному железу.
Появился чернобородый. Мария подошла к нему.
- Слушай, чужой человек, - начала девушка, - не губи ты...
Кузнец оглядел ее хищным, загоревшимся взглядом.
- Чего хочешь ты?
- Я прошу тебя: не губи людей. Уходи отсюда...
Расхохотался в ответ Кузнец.
- Нет, не уйду я. Зачем мне уходить? И тебя здесь оставлю, будешь моей! - заорал он, протягивая к девушке свои огромные руки.
Что было сил, Мария оттолкнула злодея. Разъяренный Кузнец схватил только что откованный меч и пронзил им девушку...
Такого злодеяния не выдержала древняя гора. Задрожала Фуна от основания до вершины, раскрылось ее огненное жерло и, выплеснув высоко в небо огромное пламя, поглотила Кузнеца вместе с его помощниками-пришельцами. А невольники плавно опустились у своих домов.
С тех пор успокоилась Фуна, не стало видно огня и дыма над ее вершиной, люди забыли ее давнее название - Дымящая, но запомнили пережитое, и стали называть гору Демерджи, то есть, Кузнец-гора.
Разбросанные же окаменевшие уродливые подобия Кузнеца и его подручных виднеются на склоне горы до сих пор. А на ее вершине возвышается силуэт бесстрашной девушки Марии, последней жертвы жестокого Кузнеца, напоминая о бесстрашном подвиге девушки.