3. Прости, отдай, уступи
Прежде всего "прости". Оно относится к тем случаям, которые уже произошли, особенно с родителями, все случаи обид, раздражений, неприязни. Нужно попытаться начать очень трудную, очень непростую работу внутреннего восстановления человека в чистоте - работу прощения.
Простить родителей своих.
У каждого человека существует болезненная точка, "Ахиллесова пята", которую кто-то другой может без труда задеть. Поэтому в любой момент, когда снова возникнет на кого-то обида, надо посмотреть, а где корень этой обиды, откуда и когда появилась эта маленькая точка, исполненная энергетикой обиды. Может быть, это произошло со своими родителями. Там, в детстве, мать или отец впервые обидели именно аналогичным действием, словом. И попытаться простить их, насколько это получится. И, может быть, придет время, когда получится простить полностью, до конца.
Необходимо научиться обнаруживать момент, с которого начинается раздражение, возмущение или же неприязнь к другому человеку (я вступаю в общение, а чувствую, что раздражаюсь на него). В этот момент у человека совершенно нет Благодатных Сил. Он наполнен раздражением. И пока он будет сохранять это раздражение, оно будет в нем присутствовать.
Чтобы выйти из этого состояния, необходимо внутренне попытаться простить этого человека за то, что он делает не так, как мне хочется, не так, как я чувствую, не так, как мне видится. Простить его - это значит сместить злую энергию силой благодатного прощения. И окажется, что можно с человеком продолжать общение. Если бы я не простил, то мое раздражительное не позволило бы мне дальше быть с ним в чистоте действия. Более того, раздражительность затмевает ум человеческий. Ум пленяется раздражительной энергией, забирается в эту раздражительную точку и уже не может ясно видеть ситуацию, последствия ситуации, не может видеть причины происходящего. Он все видит эгоцентрично, исключительно со своей позиции. Видит так, что видение ума умножает энергию раздражения. Таков механизм действия раздражения, обиды. И поэтому до тех пор, пока человек не освободился от раздражения, пока он не простил другого, у него и ум пленен, и все то, что он слышит от другого, и видит в другом, умножает в нем раздражение или обиду.
Недаром мы, разговаривая с кем-то, иногда вдруг обнаруживаем, что наши слова поняты совершенно наоборот. Как же можно их "наоборот" понять? Раздражение умеет так повернуть ум, что он начинает понимать все наоборот. Причем, мало того, еще и достраивает, додумывает за меня то, чего я вообще не имел в виду. А для чего? А для того, чтобы как можно сильнее закрыться в своей обиде или раздражении. Потому первое действие - прости.
"Отдай". Человек чего-то хочет от меня. Ну так возьми и отдай! Но это трудно. Долго зарабатывал, покупал, приобретал, наконец-то имею, не успел даже попользоваться и вдруг - отдай. Конечно, по-человечески с этим согласиться невозможно. Столько сил человеческих потрачено и тут вдруг - отдать. И только по-христиански можно это понять. Ибо если я знаю Бога, тогда я знаю, что все, что у меня есть - от Него. И потому сколько бы ни отдавал, все необходимое для меня у меня непременно будет.
Возможно ли поверить этому? В духовном -возможно. Вера именно этим и отличается, что она может этому поверить, потому что для нее, для веры, это явь. И потому человек просто отдает. У него попросили цветной телевизор, он его отдал. А потом долго-долго цветной телевизор не появляется. Человек недоумевает - почему Бог не дает цветного телевизора? И в скором времени внутри себя обнаруживает, почему цветной телевизор был ему просто ненадобен. Можно было бы иметь, да не полезно. А почему не полезно, спустя несколько лет понял. А тогда сумел просто поступить по вере.
Если есть упование на Бога, то человек способен исполнить это действие "отдай". Без упования на Бога, конечно, чисто по-человечески исполнить его очень трудно. Но и в этом случае тоже есть смысл. Нужно учиться пробовать отдавать ровно настолько, насколько хватает человеческих сил.
Особенно это касается тех случаев, когда другой хочет взять наше внимание. Ну так отдайте! Пусть он говорит, если ему очень хочется говорить. Пусть выскажется. Пока он говорит, у вас есть время поразмыслить как сделать так, чтобы ему ваше общение стало полезным. В этих размышлениях, глядишь, можно провести и время, пока тот говорит. И если какой результат из этого будет, то это полезно и ему, и вам.
Когда человек долго общается с другим, возникает угроза перенять его интонацию, его эмоциональное состояние. В результате человек будет искать себе аналогичного общения, состояния, которые к подлинному, глубокому общению никакого отношения не имеют.
Поэтому человеку нужно научиться различать, с кем он может общаться, с кем нет, а с кем - до какой степени.
Наконец, бывают такие случаи общения с людьми, когда человек по немощи своей просто не в состоянии выдержать шквал давления собеседника. Тогда, конечно, нет сил простить его. И потому, нет никаких сил отдать ему свое внимание. Человек приходит к мысли о том, что встреча с таким собеседником для него разрушительна.
И, наконец, "уступи". Т.е. уступи другому в его намерениях, в его стремлениях. Он хочет вперед тебя - уступи, пусть пройдет. Он хочет раньше тебя взять - пусть возьмет. Он хочет раньше тебя свою мысль высказать - пусть скажет. Он хочет раньше тебя пережить какую-то эмоциональную радость - пусть переживет. Разве не в этом состоит милость к человеку, чтобы другому доставить радость? Другой момент: полезно ему это или нет. Бывают такие случаи, когда, другому уступать нельзя. Только имея опыт уступок, оказывается, возможно иметь опыт различения, где следует уступить, а где - нет.
В результате получается, что выполнение этого простого правила "прости - отдай - уступи" дает большую область новых переживаний, нового опыта и обретения мудрости в общении с другим человеком. Здесь обретается не только мудрость от ума, но и мудрость сердечная. И оказывается, что только духовный человек, исполненный любовью, действительно может прощать, отдавать, уступать.
Уступи... Как же можно уступить, когда чувствуешь, что твоя позиция кажется правильной, а другой человек говорит неверно? А вдруг уступить чему-то неверному значит дать возможность этому неверному состояться в жизни? В этом случае вступает в действие педагогическая позиция человека. Относительно ребенка, относительно супруга она одинаково может быть выражена как педагогическая. Педагог не будет стремиться настаивать на своем, если в этом не будет острой нужды, если не грозит смертельная опасность для его подопечного. Педагог даст возможность испытать другому опыт ошибки, он предваряюще скажет, что нужно сделать вот так, но другой хочет сделать по-своему. Педагог уступает для того, чтобы другой имел опыт ошибочного действия и негативного результата. По исполнении негативного результата, ученик или супруг могут вспомнить слово, упреждающее в том, что можно было сделать по-другому и получить искомый результат, но, увы, это не было сделано и результат был негативным.
Уступчивость позволяет другому учиться у жизни. Пока между нами стоит моя неуступчивость, в другом происходит тренировка его собственного упрямства или же непонимания. Поэтому проще уступить.
Итак, прости, отдай, уступи ближнему из любви.
Бывают такие моменты, когда не могу исполнить "отдай", потому что человеческое естество удерживает меня и никаких сил нет поступить духовно. Но только отдавая в телесном, можно приобрести в душевном, приобрести в духовном, и отдавая в духовном, умножиться в духовном. Дать духовное от себя невозможно, ибо духовное отдает в человеке Сам Бог. Нужно только человеческое согласие на то, чтобы воля Божья совершалась через человека, чтобы воля человека соединилась с волей Божьей. В этом случае духовное уже не имеет границ, не имеет пределов.
Нужно отметить, что под духовным подразумевается духовное от Духа Святого. Этим понятием сегодня обозначаются самые различные предметы, ничего не имеющие общего с традиционным пониманием этого слова.
Если видишь, что другой делает не так, как ты считаешь правильным, - прости. Требованием, то есть раздражением и гневом, делу не поможешь. Лишь та душа, которая простила, в действительности способна помочь.
Если другой хочет взять - отдай. Нет большего замка для действия подлинной жизни в человеке, чем привязка к вещам или деньгам. Сребролюбие закрывает все человеческое и дает простор всем движениям Эго.
Если другой видит, знает, думает не так, как ты - уступи. Торопливость рождает в нас слепое сопротивление. Уступчивость и кротость открывают зрение души. Нет действия более доходчивого, чем душевное. Последнее в спешке не рождается, а упрямство для него смерти подобно.