Проблема алкоголизма как составная Психопатического Круга
При состоянии доминантной печали или праздности мужчина быстро уходит в запой, потому что, когда он выпьет, то чувствует, что он снова человек, и ему теперь "море по колено": ругань жены, мнение окружающих людей, все это море людского мнения, море мнения жены, собственных детей - ему все теперь по колено, ему теперь хорошо! В этом состоянии "хорошо" он как бы находит себя, и этим утешается... Очень тяжелым бывает пробуждение, выход из этого состояния. Алкоголики знают это как одно из самых тяжелейших состояний, когда утром, просыпаясь свободным от пьяного угара, он ощущает весь мрак Эго-влечения печали, отдавшись которому вчера, он пил. От этого Эго-влечения он ушел в запой и внутри этого запоя оно еще более углубилось в нем, и вот утром он просыпается...
Что же такое состояние печали? Это чувство полной брошенности в мире, абсолютного вакуума, холода, ужаса, жути. Естественно, в таком состоянии следующее движение - покончить с собою, либо немедленно закрыть это состояние уже известным способом. Правда, существует еще инстинкт самосохранения, который достаточно долгое время удерживает мужчину от самоубийства. Если бы не было инстинкта самосохранения, то в минуты утреннего пробуждения, единственное, что мужчина должен был бы сделать - это убить себя. Но инстинкт самосохранения, удерживая его в этом, направляет его в известный, им же найденный способ снятия этого состояния - скорее выпить. Это и есть синдром опохмеления. Это происходит не только потому, что тяжело физиологически, сколько потому, что состояние печали дает сильный разлад и в душе, и в физиологии. Если в Эго-влечении гордости физиология выстраивается в струнку под идею оздоровления, которую несет гордость, то в состоянии печали человеческая физиология, наоборот, вся разваливается. Ощущение своего тела как бы напоенного водою, рыхлость всех мышц и одновременно душевное бессилие и есть страсть печали. Кстати, печальные люди всегда более рыхлы и тучны, или же находятся в каком-то раздрябленном состоянии. Таково действие этого Эго-влечения на физиологию. Естественно, существует к этому и физиологическая потребность обильного питья, как следствие внутренней опустошенности, которое переживается утром.
Сами алкоголики знают это состояние как страшное. Они его предчувствуют, при этом в очередной момент круга или запоя, знают, что будут переживать эти страшные, ужасные состояния и внутренне вроде бы несколько стараются больше не начинать пить. В это время совершается внутренний процесс борения с собою от страха перед этим состоянием.
Начинается внутренний Психопатический Круг. Все, что происходило во внешнем действии, переходит во внутренний Психопатический Круг, т.е. это уже стадия глубокой внутренней болезни. Уже неважно, что будет с женой, потому что на жену теперь наплевать. Он ее уже не принимает в расчет, Психопатический Круг с женою у него уже пройденный этап. У нее с ним он происходит, но у него с нею - нет. У него развивается следующая стадия - внутренняя психопатия, страх перед этим жутким состоянием. Ужас и желание алкоголя совершаются внутри Эго-влечения гордости и печали, внутри несмирения и самооправдания, внутри чувства неполноценности и желания постоять за себя. Круг замыкается и выскочить из него бывает почти невозможным. Алкоголизм становится хроническим, и излечиться от него становится невозможно.
В Америке существует организация "Анонимные Алкоголики", которая активно помогает избавиться от этого недуга, имея разветвленную структурную сеть по всей стране.3 Людям, которых принимают в ряды анонимных алкоголиков, ставится первое условие - это положительный ответ на вопрос:
- Считаешь ли ты себя алкоголиком?
- Да. Считаю.
Только в случае, если на этот вопрос человек дает положительный ответ, он может выбраться из этого круга. Положительный ответ можно дать только выйдя за пределы Эго-влечения гордости, самолюбия, а это частично выход за пределы круга, происходящего внутри печали. Только выйдя из него, можно сказать о нем, об этом круге, т.е. о себе самом: "Я - алкоголик".
Только после того, как человек сможет про себя сказать: "Я - алкоголик", возможно постепенное излечение, т.е. возможно укрепление его покаяния в том, что "Я - алкоголик". Благодаря этому признанию низводится состояние печали. Оно не принимается и не признается. Только не принимая состояния печали, можно сказать: "Я - алкоголик". И чем более стыдно при этом будет, тем больше возможности укрепиться в этом сокрушении о себе самом, в этом осознании греха.
В конечном итоге вся методика в "Анонимных Алкоголиках" строится на чувстве самообличения: "Я - алкоголик!". Как только возникнет чувство, что человек уже действительно излечился и теперь не нуждается в обществе "Анонимных Алкоголиков", человек может выйти из него. Но через некоторое время он впадает в пьянство вновь.
К сожалению, эффект достигается подавлением одного Эго-влечения другим: влечение печали влечением гордости. Все анонимные алкоголики держатся за позицию: "Я - алкоголик". И второе - за чувство принадлежности к обществу - коллективная гордость. И третье - за активность в обществе по спасению вновь приходящих - личная гордость.
Поэтому в обществе "Анонимных Алкоголиков" позиция "Я - алкоголик!" поддерживается всю жизнь. Человек уже давно не пьет, у него уже давным-давно хорошие отношения в семье, прекрасно идет жизнь на работе. И тем не менее он продолжает везде и всюду говорить: "Я - алкоголик! Друзья, не забывайте, что я - алкоголик! Поэтому берегите меня, ибо только тогда, когда вы меня бережете, как алкоголика, и я себя берегу, как алкоголика, не как потенциального алкоголика - нет, а как явного - сегодня и сейчас происходящего алкоголика, только тогда я могу быть таким, каким я являюсь сейчас - трезвым. Но как только я об этом забуду - так немедленно, сразу же буду пить!" - Почему? - "Потому что мое доминантное Эго-влечение - печаль! Оно немедленно, сразу заберет меня к себе".
Чувство, что "я уже не алкоголик", "я уже трезвенник", "у меня все нормально" - самодостаточное, гордостное. Как только он придет в состояние гордости, отдаст себя самоудовлетворению, самодостаточности, установке: "Я теперь трезвенник", он утвердится в гордости. В силу слабой воли, слабого характера жизнь построить на этом влечении он не может, терпит какие-то поражения. Тогда он тут же подпадает под Эго-влечение печали и снова запивает. Гордость уступает место печали. Кстати, с этим как раз связано то, что алкоголики легко могут терять себя во внешнем виде, и при этом не переживать особого неудобства, у них нет доминантности тщеславия, нет достаточной защиты в гордости. Но при слабости характера им может быть свойственно даже некоторое великодушие, душевная щедрость.
Напротив, те люди, которые имеют доминанту гордости или тщеславия, алкоголиками не становятся. Они властные, уверенные в себе. Они идут по жизни как танки, все круша и всего добиваясь. Поэтому у них есть внутренняя установка, внутренняя ценность - Эго-ценность. Становиться пьяницами им не дает внутреннее Эго-влечение гордости.
Эго-влечение печали трудоемко в работе. Очень трудно помочь человеку, находящемуся в этом Эго-состоянии. Требуется огромное терпение со стороны окружающих, много любви, чтобы покрывать его, особенно в моменты, когда он раскрыт в этом Эго-состоянии. Особенно трудно приходится жене и детям, когда алкоголик приходит домой в совершенно пьяном виде, один - счастливый, другой - в агрессивном состоянии. По скудости Душевных Сил у жены немедленно возникает Эго-стопор. Все поднимается против... И вот здесь требуется внутренняя полнота Душевных Сил, чтобы через них проявилась любовь.
Только от Душевных Сил и Совести - от четвертого и пятого уровней может произойти любовь. Только там кроется любовь, оттуда она льется, оттуда происходит. Тогда Эго-уровень в душе жены растворяется, и ее стопорное состояние отходит. С улыбкой и лаской или строгостью от любви она будет обходится с мужем. И в слове ее будет власть, власть любви. Что-то дрогнет в нем, что-то поколеблется, что-то оживет ей навстречу, согласится с ней.
Нельзя дать готовый рецепт, что же именно нужно в этом случае сказать, потому что каждая женщина от любви скажет своему мужу свое слово. Оно маленькое, коротенькое, крошечная фраза, буквально три слова: "Ну что ж ты?.." - и этого будет достаточно, чтобы легло в самую глубь его Совести. И оттого, что это сказано с любовью, с полнотой любви, этот воспринятый им импульс любви начинает его мучить. Начинает работать то, что принято называть муками Совести. Для того, чтобы Совесть начала мучить, ей необходимо исполниться сил. И вот этими силами она может исполниться или от человека, от его любви, получив некоторый минимум сил, или в полноте от Запредельного, от Бога.
По этой причине в американской практике рядом с секцией "Анонимных Алкоголиков" обязательно создается секция анонимных друзей и родных алкоголика, т.е. ближних его, потому что очень значимо поддержать в душевном комфорте всех ближних, чтобы у них были Душевные Силы для того, чтобы принять алкоголика. Нужно понимать, что алкоголизм - это состояние Эго-влечения печали, выросшее из гордости и чревоугодия. Состояние горестное, болезненное, очень тяжелое.
В православной практике обществ трезвости, которые до революции создавались при храмах, основанием всей работы было покаяние и молитва: "Господи, я согрешил, прости меня". Дальнейшие шаги подобны шагам "Анонимных Алкоголиков" с одновременным зароком Богу, который дается на год, три, пять лет.
Не получая от жены участия, мужчина часто не может обрестись в Силах Души. Тогда власть берут Эго-влечения.
Если у мужчины доминантным Эго-влечением является сексуальность, то он будет Дон Жуаном при живой и здравой жене.
Если в нем доминантное влечение к деньгам и к вещам, то тогда это будет мужчина, который весь ушел в бизнес. И ничего более ценного, чем заработать и еще раз заработать, у него не будет.
Если у мужчины доминантным Эго-влечением является гнев, то он становится совершенно невозможным человеком в доме. Все рушит, все крушит. Малейшее слово со стороны жены - немедленный взрыв самой невероятной энергии, которая разбивает столы, крушит шкафы, выбивает стекла в доме, побивает жену и детей, гоняет их с ножом, с топором или с дубиной по всему дому и, в конечном итоге, выдворяет за дверь. Жена и дети вынуждены, как только муж приходит, либо пьяный, либо не в духе, сразу бежать из дому, потому что сейчас начнется... А у него это происходит компенсационно, потому что жена находится в состоянии душевной немощи, в доминанте своего Эго-влечения.
Особенно сильную психопатическую вспышку гнева у мужчины вызывает состояние печали у жены. Если жена имеет Эго-влечение печали, то как только у нее начинается малейшие проявления печали: или она зажалась, или интонация упала, или вдруг начала подбирать какие-то жалостливые, просительные слова - в нем немедленно включается гневная психопатия и причем становится совершенно неуправляемой. Жена понимает: как только он впадет в состояние, предрасположенное ко гневу, в ней тут же все сжимается, потому что доминантно Эго-влечение печали. В психопатическом круге ее доминантное влечение усиливается через его расположенность ко гневу. Как только в муже закипает гнев, так немедленно в ней проявляется ее Эго-влечение печали. В результате они друг друга постоянно "подогревают": муж - жену, а жена -мужа. Начинается чисто психопатическая реакция, из которой выбраться бывает чрезвычайно сложно.
Следуя психопатическому выбору, мужчина с доминантностью гнева ищет невесту с доминантностью печали, потому что в этом случае такой круг получается наиболее интенсивный, ибо по закону Психопатического Круга отношения между членами круга должны быть максимально интенсивными. Эго всегда стремится к исполнению своих нужд, своих потребностей в точке слияния двух Эго-влечений: мужчины и женщины, ребенка и матери, ребенка и отца. В этой точке происходит интенсивная "закрутка" друг на друга. Таков закон действия Эго, закон жизни Эго.