Действия по способностям и действия по нужде
Сегодняшнее поколение молодежи - это четвертое поколение после отступления от Церкви, содеянного в двадцатых годах нашего столетия. Может быть, в понимании этого можно найти объяснение того, что происходит сейчас с нами. Опережали способности, и именно способностям было уделено огромное внимание, именно их мы развивали и развиваем, именно на них тратили и тратим свои основные средства.
Современная мама готова выбрасывать по пятьдесят рублей в час за любые занятия, которые развивают способности ее ребенка. Но отклик на нужду ближних параллельно с таким опережением развиваться не может.
В нравственных семьях все происходит по-другому, потому что нужд в семье всегда очень много. Взрослые работают со своими детьми по этим нуждам. Откликаясь на нужду ребенка, родитель не бросается к нему и не начинает с ним заниматься, а вместе с ребенком откликается на нужду второго порядка. Дело в том, что нужда ребенка или ребенок как нужда - это порядок первый, нужда первого порядка, а существует порядок второй или нужда второго порядка - это нужды других людей.
В первой семье родители очень обеспокоены своим ребенком и поэтому, якобы исполняя его нужды, начинают развивать его способности и на этом замыкаются. Нужды первого порядка остаются единственными, больше нет нужд. В семье нравственной главными становятся нужды второго порядка, и тогда родитель обращается к ребенку как к нужде первого порядка, вместе с ним обращается к нужде второго порядка, к нуждам семьи, и начинает их исполнять. И тогда, если жизнь протекает в селе, то родители вместе с ребенком доят корову, вместе с ним кормят животных, вместе работают на огороде и т.д. При этом не родитель занят ребенком, как воспитатель сегодня занят в детском саду детьми (и ничего по-настоящему значимого при этом не совершается, т.е. нет нужды второго порядка), а ребенок занят потребностями других людей. Ситуации нравственного разложения, ситуации опережения способностей при этом нет. Наоборот, родители вместе с ребенком заняты нуждами других людей. Тогда нужды ребенка уходят на второй план, из его способностей значимы только те, которые сегодня покрывают нужду второго порядка. В такой семье почти не возникает ситуации, где бы родители играли с детьми, потому что игра с ребенком - исполнение нужды первого порядка.
Но чаще всего в семье, где родители заняты своими делами, заботами (которых в доме много) ребенку дают возможность состояться в его отклике. И если вдруг ребенок сказал: "Мама, дай помогу!", мама дает ему участок, в котором он помогает. При этом не говорит ему "Молодец!", а просто принимает этот участок и оценивает как сделал. При этом, если нужно, говорится, что исполнено плохо: "Я не могу такое принять, вот если ты исполнишь лучше, тогда приму". Ребенок - в каприз и плач. Мама утешит, но не для того, чтобы потом отправить играть, а для того, чтобы придать ему сил для лучшего исполнения того дела, за которое он взялся. И когда она даст ему эти силы, то снова поручит ему этот участок и когда опять будет его принимать, то будет благодарна ему за то, что он так сделал. А пока у ребенка не хватает этих сил, она будет помогать ему обретать эти силы для исполнения нужды второго порядка, а вовсе не для того, чтобы отвлечь его и отправить куда-то играть.
Если же дети отдыхают, то взрослые не играют с ними. Дети играют сами с собой, потому что время развлечений у таких детей очень небольшое и ограниченное. В правильно развивающейся семье к труду-заботе начинают привлекать детей с пяти-семи лет. В этом возрасте идет период запечатления труда, и он должен составлять две трети свободного времени ребенка. И только одна треть - это счастливое беззаботное детство, когда ребенок отдан играм. Тогда в детях не происходит акцентуации на своих способностях. Вырастают дети, которые не рвутся к биографическим книжкам, рассказывающих об известных или знаменитых личностях. Дети не бросаются к книгам серии "Жизнь Замечательных Людей", потому что им это для практической жизни не надо. Они здесь и сейчас обращены к нуждам, и видят, что этого достаточно. Они открыты на эти нужды и живут в их исполнении.
Ребенок же, занятый своими способностями, естественно будет обращаться к ЖЗЛ как к первозначимым книгам. В любом журнале, он, в первую очередь, будет открывать страницы, где описываются знаменитые личности в стадии их становления, потому что в этих книгах ребенок, юноша, а потом и взрослый человек будет выискивать способ "как самому стать".
Желание стать - это и есть желание самодостаточности. И когда я наконец стал, то самодостаточность осуществилась. На это желание стать и работают сегодня все журналы, вся бульварная пресса. Ни один номер ни одного издания не обходится без повествования о знаменитостях, добившихся в этой жизни головокружительных успехов благодаря своим способностям.
Удивительно, что дети, которые не ориентированы на способности как центральную доминанту, не мечтают, они реально сегодня и здесь живут, покрывая нужды конкретных людей, конкретного окружения. И поэтому грезы, мечтательность, романтичность не свойственны им. При этом по глубине развиваются те способности, которые необходимы для исполнения данной нужды. Тогда способности служат мастерскому исполнению нужд других людей, в то время как в Триаде Эго способности служат мастерскому исполнению нужд собственных, собственных Эго-влечений.