Предисловие

"Surely You're Joking, Mr.Feynman!": Adventures of a Curious Character/R. P. Feynman; as told to R. Leighton. Ed. E. Hutchings.

Здесь собраны отрывки из воспоминаний Р.Ф.Фейнмана, опубликованные в журнале "Успехи физических наук" (перевод О. Тиходеевой), в журнале "Наука и жизнь" (перевод М. Шифмана) и в сети Интернет (переводчик неизвестен).

От редакции УФН. Книга "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман" состоит из рассказов выдающегося физика-теоретика Ричарда Фейнмана о его жизни, о его пути в науке. В публикуемых отрывках Фейнман рассказывает о преподавании физики, о работе физика-теоретика, о том, как важно и как трудно сочетать научно-исследовательскую работу с преподаванием. В шутливой форме он высказывает ряд серьезных и актуальных мыслей. Фейнман настаивает на необходимости связи обучения с практикой. Он призывает к само-стоятельности мысли, к творчеству, к предельной честности в науке. Рассказы Фейнмана были записаны его другом и соавтором книги Ральфом Лейтоном, который донес до чита-теля живой разговорный стиль повествования. Этот стиль сохранен и в переводе.

Из предисловия М. ШИФМАНА. Ричард Филипс Фейнман - американский физик-теоретик, внесший выдающийся вклад в развитие современной физики. Вряд ли найдется такое направление или область исследований в этой науке, которые не испытали бы его влияния. От новой формулировки квантовой механики (интегрирование по путям для по-лучения вероятности процессов, происходящих с элементарными частицами) до загадки жидкого гелия, от создания теории слабых взаимодействий до партонной модели, которая вскоре выросла в кварк-глюонную картину строения вещества, - вот лишь некоторые этапы пройденного им пути. В конце 40-х годов Фейнману, независимо от Швингера и Томонаги, удалось разрешить фундаментальные трудности, существовавшие в кван-товой электродинамике, теории, описывающей взаимодействие заряженных частиц с излучением. Так называемые фейнмановские диаграммы стали универсальным языком, на котором говорит сегодня теоретическая физика. За эти работы в 1965 году ему была присуждена Нобелевская премия.
С именем Фейнмана связаны глубокие изменения в преподавании физики. Более 20 лет тому назад он прочел курс лекций, который до сих пор остается образцом того, как надо учить этому предмету. Фейнмановские лекции по физике, которые проникнуты глубокой и поэтической любовью к науке, были изданы на многих языках, в том числе и на русском.
Ниже мы предлагаем вниманию читателей отрывки из книги воспоминаний Ричарда Фейнмана, выпущенной издательством Нортон в 1985 году. Эта книга во многом отли-чается от обычных мемуаров, отчасти потому, что писалась она не за письменным столом. На протяжении семи лет автор рассказывал своему другу Ральфу Лейтону о забавных историях, героем которых он был, великих людях, встретившихся на его пу-ти, и, главное, о своей работе. Некоторые из этих сюжетов были записаны, собраны и изданы Лейтоном.
Трудно представить себе человека, который столь серьезно вкладывал бы свои интел-лектуальные силы и талант в столь разные вещи - от тонкостей барабанной игры до анали-за рукописей майа, от секретов взломщиков сейфов до балетной музыки. Но как бы далеко ни заводило Фейнмана его безграничное любопытство и тяга к приключениям, он непре-менно возвращается к физике, главному стержню своей жизни. Замечания о физике, мыс-ли о физике, соображения о методах научных исследований отдельными вкраплениями разбросаны по всей книге. Они вводят читателя в атмосферу исследовательской лаборато-рии с ее характерными взлетами и падениями, пьянящей радостью успеха и горечью не-удач, с бесконечной чередой попыток понять сначала одно, затем другое, а там уже вста-ют новые задачи и проблемы. По-видимому, ощущение радости научной работы, которое мы получаем из первых рук, от человека, чьи идеи на протяжении двух десятилетий во многом определяли лицо теоретической физики, и составляет самое ценное содержание книги.

Из предисловия А. Р. Хиббса

Помню, как студентами мы приходили на его лекции. Он стоял пе-ред аудиторией и улыбался всем входящим, а его пальцы выстукивали какой-то сложный ритм на черной поверхности демонстрационного стола. Когда последние студенты занимали свои места, он брал мел и начинал быстро-быстро вращать его, как профессиональный игрок по-керную фишку, и продолжал счастливо улыбаться как будто бы какой-то одному ему известной шутке. А потом, все еще улыбаясь, он начи-нал говорить о физике, а его диаграммы и уравнения помогали нам приблизиться к его пониманию. Но отнюдь не тайная шутка заставляла смеяться и искриться его глаза, а физика. Радость физики! Радость бы-ла заразительна. Нам повезло, что мы подхватили эту болезнь. Теперь у вас есть возможность испытать радость жизни, вместе с Фейнманом.

Из автобиографии

Я родился в маленьком городке Фар-Рокуэй поблизости от Нью-Йорка, на берегу моря, в 1918 г. Я жил там до 1935 г. Потом я учился 4 года в Массачусетском технологическом институте (МТИ), а с 1939 г. перешел в Принстон. Работая в Принстоне, я принял участие в Манхэт-тенском проекте и в апреле 1943 г. переехал в Лос-Аламос. С октября или ноября 1946-го до 1951 г. я работал в Корнелле. Я посетил Брази-лию в 1950 г. и провел там еще полгода в 1951 г. Затем я перешел в Калифорнийский технологический институт, где работаю и до сих пор (Ричард Фейнман умер 15 февраля 1988 года).