Ответственность и современное церковное общество

Зарисовки с натуры...
- Батюшка, я потеряла кошелек. Это воля Божия или, может быть, я рассеянная такая...
- Скорее всего, это Вы рассеянная такая.
(из приходского разговора)
Даже поверхностное знание жизненных реалий современного церковного общества дает основание утверждать, что помимо прочих, столь привычных для слуха грехов, оно серьезно поражено болезнью безответственности.
Сегодняшний день характеризуется всеобщим параличом серьезности, несмотря на то, что можно встретить очень многих людей, которые бродят по жизни с серьезными до смешного лицами. Это касается не только мирской, но и церковной жизни. Сегодня среди церковных людей можно нередко встретить мертвящую безынициативность, паралич деятельного проявления человеческого ума, творчества, открытости на подлинное, живое, настоящее.
Современному священнику нередко приходится сталкиваться с вялыми, инфантильными, нецелеустремленными, крайне апатичными людьми. Многие прихожане храмов (или насельники возрождающихся обителей) частично или полностью лишены чувства ответственности за свою судьбу пред Богом, за отношения с духовником, за жизнь своего храма (или обители) за неизменность выбранного жизненного пути, за крепость супружеских отношений (или за избранный когда-то монашеский путь).
"Тот, кто ищет религиозного опыта, нуждается в изведанном и закаленном чувстве ответственности, потому что он вступает в ту сферу, где обитает и обретается само Совершенство. Воля к Совершенству есть основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности. Человек, принципиально отрицающий возможность отличать "добро" от "зла", объективно-лучшее от объективно-худшего, - загораживает себе всякий доступ к духу, к духовной культуре, к философии и к религиозному опыту. Если все "условно" и "относительно", если всякая истина зависит от "субъективного признания" и человек имеет дело только с произвольно-допущенными "содержаниями сознания"; если реальное не может приобщаться к Совершенству, а Совершенное не реально и не может реализоваться; если человеку Совершенство вообще недоступно,- тогда дух и духовная культура суть пустые представления, тогда Бога "нет" и религиозный опыт невозможен. Религиозный опыт есть опыт Совершенства, приобретаемый на путях сердечного созерцания. И обращение к нему есть уже начало молитвенного зова или молитвы".
Безответственность очень ярко видна в тех словесных формулировках своих грехов, которые люди приносят на исповедь: "Я ничего не могу с собой поделать. Не могу не унывать (не могу оставить свой любимый грех, не могу не огрызаться, не могу смиряться, не могу реагировать спокойно, когда мне делают замечания)... Я не могу!".
"Не могу!" означает, что человек отказывается перед Богом осознавать себя причиной и виновником своих собственных грехопадений.
Некоторые люди буквально уходят от ответственности. Случается, на приходе или в монастыре человеку доверяют какое-то послушание, возлагают на него какие-то определенные надежды, но как только у него изменяется настроение, он просто оставляет все и уходит, даже не передав дела поручившему. Это происходит нередко.
В последнее время издается очень много литературы религиозно-философского направления, в которой можно встретить много рассуждений о свободе и "правах человека", о том, как лучше: "по благословению..." или "по совету...", о том, на что имеет право и на что не имеет права духовник, но очень мало говорится об ответственности верующего человека.
Безответственность может выражаться по-разному. Приведу свежий пример, наиболее яркий и характерный случай. Одна знакомая матушка утром, придя на послушание, обнаружила, что ее напарница по какой-то причине не вышла. Вечером, возвратившись в келлию, она поделилась "радостью" со своей сокелейницей:
- Слава Богу, ее сегодня не было на послушании, иначе я бы непременно сорвалась.
Каким языком объяснить ей, что каждый человек сам ответственен за собственные срывы?