Вопросы самому себе

В конце мне хочется предложить уважаемым читателям подборку вопросов на ответственность. Это вопросы мог бы задать себе каждый, желающий узнать:

"Ответственный ли я человек?".

1. Согласен ли я с тем, что сам отвечаю перед Богом и перед собственной совестью за все мои проблемы, за все, что бы ни случилось в моей жизни?

2. Принимая какое-то решение, думаю ли я прежде всего о том, согласно ли принятое с волей Божией?

3. Не пользуюсь ли я благословением, как средством, освобождающим меня от самостоятельного душевного труда?

4. По каким критериям окружающие могут догадаться, что я - христианин?
Проповедь христианства проявляется прежде всего во внешнем поведении, в словах, в устроении сердца. Я ответственен за то, чтобы имя Божие из-за меня не хулилось у язычников.

5. Не превращаю ли я причащение Святых Христовых Таин и другие Таинства в некий "магический" обряд (чтобы "успокоиться", чтобы "не болело", чтобы "все было хорошо")?
Подобный магизм, укладывающийся во внешне вполне православные формы, является одним из проявлений построенной "под себя" духовности, о чем говорилось выше.

6. В чем я черпаю душевные силы, когда мне трудно?

7. Осознаю ли я реальность собственной смерти, вечности, готовлюсь ли к ним, или же гоню от себя "плохие" мысли?

8. Стремлюсь ли я к общению с Богом и людьми, или же всеми способами бегу от Него и от них?

9. Что останется после моей кончины? В день смерти смогу ли я ответить на вопрос: "Зачем я жил"?

10. Насколько легко соглашаюсь быть крестным отцом или крестной матерью другому человеку?
Иногда человек легко соглашается быть крестным и при этом не осознает совершенно никакой ответственности за своих крестников. Иногда человек чрезмерно избегает ответственности и говорит, что никому крестным отцом или крестной матерью не будет, потому что это слишком ответственно. Поэтому согласие быть крестным отцом или матерью может происходить как от ответственности, так и от безответственности.

11. Регулярно ли я посещаю храм, регулярно ли читаю молитвенное правило, опекаю своих крестников и тех людей, которые нуждаются в моей помощи, или только под настроение?

12. Если мне приходится что-то терпеть, всегда ли я делаю это с благодарением?

13. Способен ли я принять ответственность за все конфликты, нестроения и трагедии моей собственной личной жизни?

14. Трудно ли мне сосредоточиться на чем-либо, и с чем это связано?

15. Как часто я требую излишнего, повышенного внимания к собственной персоне и зачем я это делаю?

15. Что руководит мною чаще: здравый смысл или мои чувства и эмоции?

16. Как быстро я начинаю исправлять свое поведение, осознав собственную неправоту?

17. Продолжаю ли я стоять на своей точке зрения в конфликтной ситуации или способен пойти на компромисс, принятие которого было бы единственной возможностью для обретения мира в сложившейся ситуации?

18. Способны ли, и в какой мере, другие люди поверить мне и положиться на меня?

19. Стараюсь ли я понимать, что переживают и чувствуют другие люди относительно меня для того, чтобы не причинять боль, быть им в радость и утешение?

20. Влияет ли изменение обстоятельств или изменение отношений других людей ко мне на мои супружеские (или монашеские) обеты или родительские обязанности?

21. Ответственно ли я отношусь к своему здоровью, не разрушаю ли его вредными привычками?

22. Оказываю ли я помощь членам моей семьи (моего братства, моим сотрудникам по работе), когда они в этом нуждаются или предпочитаю оправдаться собственной занятостью и усталостью?

23. Справляюсь ли я со своей обязанностью хозяина (хозяйки) дома?
Об этом лучше спросить супруга (супругу).

24. Всегда ли в нашем доме есть завтрак, обед, ужин, чистая рубашка для мужа утром и т.д.?

25. В радость ли мне домашние заботы, или я все это "тяну" только для того, чтобы в доме не было скандалов?

26. Есть ли в нашем доме семейные традиции, совместные трапезы, семейные праздники, участвуют ли в этом дети, или же мы живем под общей крышей, словно чужие люди?

27. Как в нашей семье тратятся общие деньги? Не расходую ли я семейный бюджет по своему усмотрению и на свои надобности?

28. Беспорядок в нашем доме - следствие чего? Временное это явление или постоянное?

29. Помогаю ли я своим детям осознавать свою ответственность и развиваю ли в них это чувство, то есть даю ли им соответствующие задания, развивающие чувство ответственности и возможность выбора? Или же я научаю ребенка буквальному исполнению моих, родительских предписаний, лишая его возможности сформироваться зрелым и ответственным человеком?

30. Признаю ли я за своими детьми право иметь свою личную жизнь?

31. Стараюсь ли я быть примером для подражания своим детям?

32. Будучи христианином, воспитываю ли детей своих христианами, или же считаю, что вырастут - выберут веру сами?

33. Учу ли своих детей любить Родину, воспитываю ли их заботниками, будущими родителями или же ориентирую их на ценности этого мира?
Глубинная ответственность не может вырасти в сердце, лишенном нравственного основания.

34. На что направлены мои приоритеты в заботе о детях - на их здоровье, умственное развитие, внешний вид или их душевное устроение? Будет ли для меня главной трагедией жизни, если мой ребенок не вырастет христианином?

35. Поддерживаю ли я регулярные сыновние (дочерние) отношения со своими родителями?
Если не поддерживаю, значит я грешу неблагодарностью, которая является плодом на дереве безответственности.

36. Где и как живут мои дедушки и бабушки, одинокие тети и дяди, просто наши знакомые старики? Сколько себя я отдаю им?

37. Не боюсь ли я открыть свою душу другому?
Другой для меня - это друг, или...

38. Насколько свойственны моему характеру капризы и амбициозность?
Об этом спроси у самых близких к тебе людей, тех, которые в настоящее время живут на одной с тобой жилплощади. Если же ты живешь один - у ближайшего круга знакомых людей. Только попроси их сказать об этом честно, пообещав, что не будешь закатывать истерики в ответ на их искренность. Ведь они знают, какой у тебя характер, и из опасения конфликтов могут не сказать тебе всю правду.

39. Насколько я осознаю то, что мое участие в жизни других людей, помощь другим людям способствует моему личностному духовному росту?

40. Болит ли моя душа о людях, почти потерявших образ Божий - пьяницах, бомжах, или я брезгливо отворачиваюсь от них? Как я помогаю им, когда они обращаются ко мне с просьбами?

41. Могу ли я говорить с людьми о моих чувствах, о своем отношении к ним, о своих желаниях, человеческих потребностях, интересах?
В большинстве случаев нежелание близких теплых отношений с другими людьми является следствием нежелания взять на себя ответственность за возникновение новых отношений. Безответственность - матерь душевного одиночества человека.

42. Способен ли я ответить любовью на любовь другого человека?

43. Могу ли я продолжать разговор в поисках взаимопонимания в решении порученного мне дела даже тогда, когда наталкиваюсь на глухое молчание и непонимание, неприятие?

44. Оправдываю ли я себя, когда явно понимаю, что не прав?
Самооправдание является качеством, порожденным безответственностью. Необходимо определенное мужество для того, чтобы принять на себя ответственность за случившееся и признать это открыто.

45. Уважаю ли я взгляды других людей на те или иные жизненные проблемы или я считаю, что самые правильные только мои?
Это вопрос на самом деле о том, умею ли я строить ответственные отношения с другими людьми, которые невозможны без уважения взглядов и ценностей человека.

46. Принимаю ли я во внимание благополучие других людей, когда принимаю или претворяю в жизнь какие-то свои решения?

47. Как конкретно я проявляю благодарность по отношению к тем людям, которые способствовали, способствуют моему духовному и личностному росту - учителям, родителям, духовным наставникам?
Неблагодарность - одно из проявлений безответственности.

48. Осознаю ли я ответственность за всех, кого приручил?

50. Почему я иногда (или нередко) опаздываю?

51. Часто ли я кого-то о чем-то прошу?
Прошу ли? Может быть, требую? Или ставлю человека в такое положение, что ему просто неудобно или невозможно отказать? Или не прошу вообще никогда, боясь зависимости от других?

52. Требую ли я от других людей исполнения данных мне обещаний?
Это черта характера по преимуществу свойственна людям, которые необязательны в отношении собственных обещаний.

53. Принимаю ли я подарки, и с каким расположением сердца? Считаю ли, что обязан отдариваться?

54. Чем я жертвую для ближнего? Или же я только желаю и жду жертвы от него?

55. Кто виноват в том, что я до сих пор не решил свои домашние проблемы (не починил кран на кухне, не начал регулярно посещать храм, исполнять свое молитвенное правило, не приступил к проверке домашнего задания у детей, нет времени в воскресный день с ними погулять, не могу отлипнуть от телевизора, начать читать святоотеческие книги)?

56. В какой мере я пытаюсь работать над своими греховными привычками, преодолевать их?

57. Как часто я поступаю по принципу: "Если нельзя, но очень хочется, то можно"?

58. Насколько ответственно я отношусь к своему рабочему времени или ко времени, отведенному на послушание (если живу в монастыре), которое отводится мне на конкретный день?
Ответственность и целеустремленность, как уже упоминалось - это ветви, находящиеся на древе человеческой совести. Ответственный человек - это всегда человек совестливый. А человек совестливый относится по совести к тому, что окружает его и что происходит с ним и в нем.

59. Насколько часто я забываю то, что мне поручается?
Наша забывчивость обычно следствие того, что мы безответственно относимся к тем просьбам, пожеланиям, распоряжениям, которые нам даются, находя что-то свое (что мы, если и забываем, то гораздо реже) более важным.

60. Насколько я готов целеустремленно заниматься теми делами, которые предлагает мне жизнь?
Иногда - это дела по уборке дома, иногда производственные дела. Человек безответственный делами развлекается. Он пытается превратить жизнь в сплошной праздник. Это в значительной мере сказывается на результатах.

61. Насколько добросовестно я выполняю порученное мне дело и всегда ли отношусь к работе с должным старанием? Переделываю ли я свою работу, если вижу в ней брак, или считаю, что и так сойдет?

62. Как соотносятся друг с другом мои увлечения и мои обязанности?
Именно в силу вполне безответственной установки относительно того, что обязанности - это нудная тягомотина, от которой надо поскорее отделаться, чтобы взяться за "любимое дело", рождается любимая дочь безответственности - халтура.

63. Способен ли я, делать неприметное, тяжелое дело на благо других (в семье, монастыре), не ожидая за это похвалы и благодарности?

64. Как часто я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня?

65. Есть ли у каждой моей вещи свое постоянное место? Как часто я теряю вещи в своем доме и даже в своем кармане или сумке? Много ли у меня лишних вещей и как я избавляюсь от них?
Кто-то из старцев последнего времени сказал, что наш ближний - это зеркало, в котором - наше отражение. Именно поэтому добрый человек видит всех добрыми, гордому кажется, что все только и пытаются задеть его самолюбие, злой видит всех агрессивными, унылому кажется, что и сама природа унывает... безответственный в этом тексте узнал очень многих людей... почти всех, кроме себя.

66. Осознаю ли я, что полезное не всегда должно быть приятным?

67. Тружусь ли я, когда это необходимо, но кажется, что "нет больше сил", или тотчас, почувствовав легкое недомогание, отправляю себя, любимого, на больничный?

68. Не заводил ли я собак, кошек, других животных, но затем, когда они переставали быть живой игрушкой и требовали заботы, просто выбрасывал их на улицу?

69. Стремлюсь ли я сделать мир вокруг меня добрее и прекрасней или же я привык только пользоваться окружающими меня дарами Божиими и человеческим теплом?

70. Каялся ли я в своей безответственности на исповеди?
К сожалению, от православных людей очень редко приходится слышать покаяние в том, что "я безответственно отношусь к своему рабочему времени на работе, безответственно отношусь к своим обязанностям мужа, жены и родителя, безответственно транжирю время на пустое вместо того, чтобы заниматься своим духовным ростом и своими текущими жизненными обязанностями". А без этого осознания - как двигаться дальше?

Дорогой мой читатель!
Я благодарен тебе за то, что ты все-таки дочитал эту книгу до конца.
Если предложенные размышления заставили тебя задуматься о значении ответственности в человеческой жизни, я буду считать свою задачу исполненной.
Если ты, воодушевившись предложенными идеями, переосмыслишь свое отношение к Богу, к ближним, к самому себе и поручаемым тебе делам, не сомневаюсь, что окружающие вскоре заметят в тебе значительные перемены. Ты и сам заметишь перемены в отношениях других людей к тебе, если перед Богом глубинно осознаешь ответственность за свою жизнь, обретешь решимость не халтурить, будешь стараться контролировать свои эмоции, страсти, настроения, воспитывать свои желания.
Поскольку впечатления от прочитанного еще свежи, начни использовать полученные знания об ответственности прямо сегодня, используй их каждый день, при любой возможности. Сегодня, и завтра, и послезавтра, и в течение месяца, а затем и года к любому маленькому или большому поручаемому делу отнесись не так как вчера.
Попробуй творчески переосмыслить все "скучные и нудные" жизненные требования, те маленькие повседневные дела, серые и незаметные, которые так не хочется делать, от которых так хочется убежать. Если к таким "совершенно скучным вещам" как мытье посуды, уборка в доме, стирка белья сегодня ты отнесешься более ответственно, то уже завтра ощутишь в них большую глубину, большую радость жизни и что-то неизъяснимое и необычное, о чем не хочется говорить для того, чтобы не потерять...
Тебе откроется и радостное осознание того, куда и как двигаться дальше. Ты с большей легкостью устремишься к жизни благодатной, к жизни, исполненной смысла и духовной радости, произрастающей из ответственного отношения к тем бесконечным "надо", "могу" и "хочу", которые выдвигает сам факт нашего появление в этом прекрасном Богозданном мире.
В добрый путь!