Движение к осознанию

Итак, каждый человек сам творит себя. Человек по собственной воле приходит к существованию в том состоянии, пребывая в котором, он возмущается и ропщет на собственную долю. Если человек испытывает ужас перед осознанием необходимости что-то делать для своего личностного и духовного движения, то он перестает проявлять волевые усилия, например, убивает в себе глубинные устремления и чувства, отказывается от выбора или перекладывает вину за происходящее с ним на других людей: на духовника, на какое-то начальство, на внешние обстоятельства, на тяжелые времена, в конце концов.
Принятие ответственности состоит не в применении к чаду тех или иных мер пастырского воздействия, а в предложении сформулировать и определиться относительно собственных жизненных позиций. Пастырь прежде всего должен быть уверен в том, что пришедший к нему с различными жалобами на жизнь, на неспособность справиться с грехом, осознает, что сам сотворил собственное неблагополучие, осознает, что не по случайности, не по злому стечению обстоятельств, не по козням дьявола человек оказался одиноким, изолированным, страдающим от непонимания со стороны окружающих людей, безвольным в борьбе с той или иной страстью. Пока человек этого не осознает, он не может измениться. Он постоянно будет обвинять родителей, обстоятельства, начальство, но ни в коем случае не себя.
Пока человек продолжает верить, что причиной его неблагополучия, его апатии, безвольности, неспособности устроиться на работу или обрести собственный жизненный путь являются другие, "невезение", неудовлетворяющая работа, отсутствие денег, непонимающие родители, короче говоря, то, что вне его, ему не нужно вкладывать силы в личностные изменения, а значит в осмысление своей безответственности и покаяние в ней.
При такой убежденности все силы он, как правило, прилагает к изменению окружающих людей, членов собственной семьи, поиску нового духовника, который будет духовно окормлять его более благополучно, но не к работе над самим собой.
Готовность к принятию ответственности за себя у людей очень различная. Для некоторых это тяжелейшая задача. Но после принятия и осознания ответственности, изменения в жизни и поведении человека наступают почти автоматически. Иные признают свою ответственность быстрее, но застревают на следующих ступенях духовного роста.
Обычно осознание ответственности не наступает равномерно и единым фронтом. Человек может принимать ее в одних вопросах и отрицать в других.
Когда прихожанин приходит с жалобой на жизнь, на обстоятельства, на других людей, на плохого супруга или супругу, священник должен аккуратненько перевести стрелку обвинения с близких людей, с обстоятельств на самого собеседника. Без осознания человеком меры собственной ответственности за возникшую ситуацию, движение к разрешению проблемы просто невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою ответственность за происходящее, он будет стараться измениться, изменяя тем самым ситуацию. В противном случае будет лишь ожидать исправления со стороны окружающих.
Итак, пастырь, прежде всего, должен понять, в какой части ситуации человек поступает безответственно или по отношению к другим людям, или по отношению к себе самому, к своим греховным страстям. В зависимости от предпочитаемых методов духовного руководства, духовники используют для этого разные подходы и приемы. Например, человек в очередной раз срывается в ту или иную страсть и говорит:
- Я сделал это ненамеренно, я просто не мог справиться с собой.
Пастырь может предложить человеку переформулировать последнее утверждение в вопрос, используя варианты различных логических ударений:
- Я не мог справиться с собой... Я действительно не мог(?) справиться с собой?
- Я не мог справиться с собой?
- Я(?) не мог справиться с собой?
Посредством подобных вопросов, взгляд на проблему может оказаться приоткрытым.
Иногда пастырь может предложить человеку переформулировать то, что с ним, по его мнению, случается или должно случиться. Например:
- Дьявол меня искушает снова сорваться в такую-то страсть.
Можно предложить человеку переформулировать это утверждение:
- Я позволяю дьяволу меня искушать и собираюсь (или не собираюсь?) позволить это сделать еще раз.
Человек иногда обращается к духовнику со словами: "Помогите мне исправиться в том-то" или "Помогите мне остановиться, чтобы больше этого не повторять". Священник может ответить ему:
- Я должен остановить тебя? Если ты действительно хочешь это делать (хочешь грешить, хочешь покончить жизнь самоубийством, хочешь продолжать быть несчастным и беспомощным, хочешь употреблять наркотики) никто тебя остановить не сможет, кроме тебя самого.
Общий принцип пастырской помощи в подобной ситуации таков: в ответ на сетование человека по поводу его неблагополучной жизненной ситуации пастырь может поинтересоваться, каким образом сам человек создал эту ситуацию.
К одному священнику обратился человек в связи с переживанием одиночества, непонятости, ненужности, отсутствия близких людей, неспособности к глубоким отношениям с другими людьми, хотя потребность в этих отношениях была. В процессе беседы он говорил о своем чувстве превосходства, презрения и пренебрежения по отношению к другим, неприятия людей такими, какие они есть. Все эти аргументы были очень обильно приукрашены убедительнейшей фразеологией на тему "всяк человек - ложь". Православные люди, в том числе и священники, не устраивали этого человека по причине своей малодуховности или бездуховности. Предложение изменить свой взгляд на людей встретило сильнейшее сопротивление, основанием которого была мощнейшая духовная гордыня.
Пастырь помог человеку осознать свою ответственность за сложившуюся вокруг него обстановку отчужденности. И знаете как? Всякий раз, когда человек произносил порцию своего очередного недовольства, священник размеренно и спокойно добавлял: "И поэтому Вы так одиноки...". На двенадцатый раз пробило...