"Знай себя и довольно с тебя"

К сожалению, сегодня нередко можно наблюдать, как пришедшего в обитель человека научают безучастному отношению к другим людям. "Главное - выполнять свое дело, свое послушание, а все остальное, что происходит в монастыре, не должно тебя волновать". Может быть, какой-то брат, соблазнившись чем-то, хочет оставить обитель, может быть, кто-то, не добившись желаемых результатов в движении по иерархической лестнице, хочет уйти из монастыря... "Все это не должно волновать тебя!" - говорят новопришедшему.
Сформировав такое отношение к ближним, послушник начинает жить во вроде бы правильном ритме: правило, послушание, келлия. Со временем он начнет осознавать, что при этом не происходит чего-то главного, какая-то важная заповедь Божия так и остается невыполненной.
...В чем-то верной, а в чем-то принципиально неверной кажется пословица, которую по несколько раз повторяют новопришедшим: "Знай себя и довольно с тебя". Многие понимают эти слова как оправдание собственной безучастности и даже благословение на безучастность. Кто-то болеет, кто-то в скорби, кто-то в унынии, у кого-то из братий возникает реальная опасность впасть в грех пьянства, и это можно предотвратить, просто побеседовав с человеком. Но послушник теперь считает:
- Меня это не касается, тем более, мне дали установку: "Знай себя и довольно с тебя". Я пошел в келлию, у меня свое правило, я Псалтирь читаю, а то, что у кого-то проблемы - меня не касается, я закрылся и молюсь за весь мир.
Подобное "духовное неделание" - еще один пример того, как люди уходят от ответственности за обитель, за ближних своих в спокойный, безмятежный и безответственный ритм внешне религиозной жизни.
Обретение подлинно братских отношений повышает осознание своей ответственности за каждого, кто находится здесь и сейчас в отношениях с другими людьми. Ведь братия в монастыре - люди, которые обречены жить вместе не только в этой жизни, но и в Царствии Небесном.
И лишь тогда, когда каждый член братства начинает осознавать свою ответственность за всех, возникают настоящие, глубокие, серьезные и продуктивные отношения с другими людьми, которые становятся не чужими, а ближними, и с которыми человек поступает как с братьями.