Помощь в поиске ответа

Нам известно, что многие священники, особенно старцы последнего времени, часто уклонялись от раздавания советов. Чаще всего старцы (по мудрости своей) в одних случаях спрашивали человека: "А как ты сам чувствуешь?", "А как ты думаешь, как лучше поступить по воле Божией?", "А как ты читал о подобных ситуациях?" (если идет беседа с книжным человеком), "Как бы в подобной ситуации благословил поступить преподобный Сергий?", и благословляют то, к чему склоняется сердце человека. Таким образом, человек получает шанс стать крепче и сделать правильный выбор между греховной вынужденностью и ответственной свободой. Если он научается выбирать ответственную свободу, первый, второй, третий раз, то тем самым он пробивает брешь в собственной греховной паутине. Иными словами, духовный отец должен не единожды приложить определенные усилия для того, чтобы помочь духовному чаду осознать тот факт, что он стоит перед выбором и совершенно невозможно избежать свободы выбора действий или по совести, или по зову своих страстных влечений. Здесь, безусловно, очень важно, чтобы человек сам сформулировал наиболее подходящий ему по внутреннему устроению ответ и, сформулировав, сам в себе обрел решимость его исполнить. Напрашивается мысль: в этом случае за советом и ездить вроде бы незачем, незачем отрывать старца от молитвы за мир...
В некоторых случаях старцы давали какие-то конкретные жесткие благословения, например, принять монашество, или не выходить второй раз замуж. Но, получив такой совет, человек нередко поступает диаметрально противоположно. Здесь - некоторый парадокс, некоторая загадка.
В мучительных поисках ответа на свои жизненные вопросы и различные жизненные ситуации происходят иногда совершенно удивительные прозрения: человек, поездивший по многим монастырям, искавший разных старцев, в какой-то момент может прийти к открытию, что ничье мнение, ничей совет ни на шаг не приближают его к решению, которое он должен принять сам. Можно долго обсуждать бесчисленные за и против, потенциально значимые для предполагаемого жизненного шага. Однако, всякий раз после того, как прослежены возможные последствия, оценены шансы, взвешены факторы, проанализирована информация, человек по-прежнему остается лицом к лицу со своей проблемой.
Чтобы избежать ситуации нарушения благословения, пастырю лучше все же оставаться человеком недирективным. Ведь вопрошающий полностью ответственен не только за содержание, но и за саму ситуацию постановки вопроса и принятия ответственности, за умение вслушаться, если будет преподан конкретный совет.
Оказать человеку реальную духовную помощь -непростая задача. Бывает так, что единственное, что за время общения успевает сделать священник (чаще всего это общение во время исповеди) - это показать человеку, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер. В этом случае священник может добиться самого главного. Ведь осознавая свою ответственность за ситуацию, человек оказывается способен сам решить, как поступить для того, чтобы в его жизни произошли положительные изменения. Хотя, конечно, помощь пастыря в определении что именно и как можно изменить в ситуации, является весьма полезной.
Задача пастыря - побыть рядом с человеком, который ищет правильное решение, помочь ему сформулировать ответ на свой вопрос. Ведь каждый верующий человек несомненно читал Евангелие, читал святоотеческие книги, в каждом есть голос совести. И только тот ответ, который человек произнесет как наиболее созвучный его внутреннему устроению, будет самым верным для него в его ситуации. Важно при этом удержаться от желания подсказать, намекнуть... Пусть человек потрудится сам.
В конце беседы пастырь может благословить человека исполнить принятое им решение, но непременно уточнить при этом, что решение принял он сам. Это будет мотивировать его к действию. В этом - очень и очень важный момент пастырского душепопечения.