Директивность и отстраненность
Содействуя в принятии ответственности, пастырь нередко оказывается перед дилеммой: если участвовать в этом слишком активно, авторитарно, то можно подавить личностное начало братий. Слишком мягкий, недирективный духовник на человека, который всю свою сознательную жизнь был зажат различными рамками, может произвести впечатление бессильного и бесхарактерного. Это обстоятельство может способствовать тому, что священник невольно, сам того не желая, дает возможность выйти на поверхность внутреннему "хаму" своего духовного чада, который частично или полностью разрушит уже созданную братскую атмосферу.
Священники слишком мягкого устроения, не желая работать и активно участвовать в жизни духовных чад и лишь наблюдая со стороны, как они самостоятельно развиваются в собственном духовном русле, предполагают, что тем самым они вручают человека под непосредственное водительство Божие. На это можно возразить: непосредственное водительство Божие происходит через духовника, поэтому чрезмерная отстраненность пастыря может совершенно дезориентировать человека, уповающего на то, что духовный отец в нужный момент остановит или направит.
Полярно противоположные им чрезмерно директивные духовники, постоянно руководствуя, постоянно устанавливая границы, жестко останавливая всякое проявление инициативы или личной заботы о братстве, со временем выбивают из человека творческое отношение к жизни и послушанию. Именно у таковых особой популярностью пользуется выражение: "Знай себя и довольно с тебя". Под предлогом подавления своеволия, они запрещают человеку те или иные даже благие невинные действия в очень категоричной форме. Как следствие такого окормления: человек разучивается отвечать за себя, ведь функцию совести и ответственности, функцию "сдерживающего фактора" взял на себя духовник. Если же в какой-то момент авторитет духовника в сознании человека рушится (а и такое случается нередко), человек бросается "во все тяжкие". Сдерживающего фактора теперь уже нет.