Братство как наиболее благоприятное место для внутренней работы

Ты говоришь:
Я ищу Истину, Я несу Свет, Я делаю Добро, -
Это хорошо, что Истина Свет и Добро
Твои постоянные спутники,
Но плохо, и очень плохо
Что впереди Истины Света и Добра
Шагает твое непременное "Я".

Особо эффективной средой для работы над своими душевными проблемами можно считать небольшое монастырское братство: от восьми до пятнадцати человек. Возможностей для обучения принятию ответственности и объединения, сплочения братского коллектива, прежде всего в отношениях друг со другом, в больших монастырях гораздо меньше.
Именно здесь, не в фрагментарных приходских отношениях с духовником, а в сопроживании с ним и с другими братьями, вскрывается большинство внутриличностных конфликтов человека. Если в личных отношениях с духовником, которые могут поддерживаться еженедельными встречами, человек вновь переживает свои конфликты, связанные с лицами авторитета, власти, с родительскими фигурами, то в условиях монастыря или братства, во взаимодействии человека со многими другими людьми, активизируется выход вовне стольких межличностных проблем, что есть все основания рассматривать монастырское братство как наиболее благоприятное место для работы над множеством греховных страстей и проявлений.
В этой связи всякий разговор о "пустынничестве" или "монашестве в миру" видится совершенно тривиальным отказом от подобной работы над своей душой. Такой преждевременный уход не благословляется святыми отцами, говорившими, что жизни отшельнической должен предшествовать многолетний монастырский искус.
В братстве чрезвычайно важна роль духовника, по отношению к которому у каждого брата существует определенная мера доверия и открытости.