Мечтатели

"...Он думал о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество в хороших каретах, где обворажают всех приятностию обращения, и что будто бы Государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами"...
Да, это Манилов из "Мертвых душ". Классический тип мечтателя. Портрет больной души, одержимой страстями тщеславия и уныния. Гоголь с большим мастерством показывает, как одно его ничем не сдерживаемое воображение строит на наших глазах мнимый, иллюзорный мир.
А вот еще один законченный, страстный мечтатель, который уже не может жить в реальном мире. Это герой "Белых ночей" Достоевского. На его примере мы можем многое понять.
Мечта зарождается как "темное ощущение", "соблазнительное желание". Если реальность не помешает (какой-нибудь шум, чей-то визит) - воображение начинает работать: "Новый сон - новое счастье! Новый прием утонченного, сладострастного яла!" Душа впадает в странное состояние расслабленности без отдыха - состояние, похожее на наркотическое опьянение. Она становится игрушкой страстей - все того же тщеславия и сладострастия. Мечтатель Достоевского воображает себя увенчанным славой поэтом, героическим участником знаменитых событий истории, счастливым любовником, страстно целующим свою красавицу. Он путает воображаемый мир с реальным; в первом он истинно живет, во втором лишь существует. Но переживания его столь глубоки, что именно воображаемая жизнь кажется ему подлинной, и вот уже дыхание его становится прерывистым, пульс учащается, "брызжут слезы из глаз", "горят... бледные увлажненные щеки"...
Как страшно такое состояние! Как оно не похоже на состояние трезвенного внимания, собранности, спокойствия и душевного мира, которое свойственно православным подвижникам !