Римо-католическая церковь
После разрушения Иерусалима в 78 г. христианской эры Иерусалимская церковь временно перестала существовать и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима, как имперского города, и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, Римский епископ уже с третьего века начинает высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ним не согласны епископы восточных провинций Римской империи.
Мы уже упоминали о церковно-административном возвышении ряда городов и областей в обширной Римской империи, начиная со второго и третьего веков. Так Ириней Лионский признавался главой всей Галлии, Киприан Карфагенский считал подведомственными епископов Мавританских и Нумидийских, Александрийские епископы управляли церквами Египта, Ефесские - церквами Малоазиатскими, а Римская церковь возглавляла Римскую область. Впоследствии, постановлением Вселенских Соборов ряд церквей был признан первенствующими по своему религиозному и гражданскому положению. Это не нарушало равенства между ними, и вопросы, касающиеся всей Церкви, решались всей Церковью - ее Вселенскими Соборами.
34-е Апостольское правило говорит: "Епископам всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его согласия: каждому делать только то, что касается его епархии и мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего не творит без согласия всех. Так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух". В этом правиле отчетливо выражен принцип соборности.
Вообще, Апостольские правила и правила древних Соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни тем более - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для разрешения религиозно-канонических вопросов принадлежит собору епископов - Поместному или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому.
Тем не менее исторические обстоятельства складывались так, что влияние Римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в конце IV столетия и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образующихся государств Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета Римского епископа способствовали и религиозные волнения с IV по VIII столетия в Византийской империи, когда Римские епископы выступали защитниками Православия. Так постепенно у Римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий Римских епископов явился в 4-ом столетии декрет императора Грациана, признавший в лице Римского папы1 "судию всех епископов". Уже в V столетии папа Иннокентий объявил, что "ничего нельзя решать без сношения с Римской кафедрой и, особенно в делах веры, все епископы должны обращаться к Апостолу Петру," т.е. к Римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской Церкви принимались всей Церковью, как правило, утвержденное словами Апостола Петра. В VIII в. папа Стефан писал: "Я - Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога Живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира".
Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознания принадлежности к единой апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито Римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской Церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Святого Духа "и от Сына", с внесением этих слов в Символ веры, потом - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о сверхдолжных заслугах, о папе, как наместнике Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости Римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви.2
Все возрастающие претензии на главенство Римского епископа и введение учения об исхождении Святого Духа привели к разделению Церквей на Восточно-Греческую и на Западно-Римскую (или католическую). Официальной датой разделения считается 1054 г., когда кардинал Гумберт положил на престол святой Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.
В религиозной жизни Европы XI столетие ознаменовано победой папства над светской властью. Рим становится владыкой западного мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы. Папа Пий IX объявил обязательным для верующего католика признание за Римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII столетии папа не только раздает королевские короны, решает споры князей, но одним своим словом возбуждает или останавливает войны, назначает или низлагает королей и императоров, особождает их поданных от присяги и т.д.
В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались любым случаем, чтобы напомнить о своем "первенстве" и "непогрешимости". Так, папа Бонифаций VIII в 1302 году пишет в свой булле1: "Мы объявляем также, что святой апостольский престол и Римский первосвященник обладает верховенством над всем миром, и что этот Римский первосвященник есть преемник Апостола Петра, князь апостолов, наместник Христа на земле, глава всей Церкви, и отец, и учитель всех христиан". Подобные слова можно найти в постановлениях Ватиканского Собора в 1870 году в "Своде канонического права", опубликованном в 1917 году папой Бенедиктом XV, сказано: "Римский первосвященник, преемник первенства блаженного Петра, и не только имеет первенство чести, но высшую и полную юридическую власть над всей церковью". Эти все возрастающие претензии Римских епископов постепенно увеличивали брешь между Православной и Католической Церковью. Начиная с XI-го столетия, Православная Церковь вынуждена была давать отпор честолюбивым домогательствам Римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности Поместных церквей, установленный апостолами.
В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, ибо меч не к лицу в руках "наместника" кроткого Иисуса и глубоко искажает сущность епископского служения. Многие представители Церкви и отдельных народов начали это сознавать. С XIV века начался религиозный и нравственный упадок папства. Его власть становится все более светской с ее интригами, пышностью и алчностью к земным богатствам. Большинство народонаселения начало стонать под деспотическим гнетом представителей папского двора. Немецкий историк говорит: "Духовенство относится с презрением к изучению богословия, пренебрегает Евангелием и сочинениями святых отцов, оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях, оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах... И таким людям поручают высшие посты Церкви, называя их пастырями душ!"
Результаты вскоре сказались. В начале XVI столетия родился в Германии Протестантизм - протест против злоупотреблений Римского епископа, и, в частности, - преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм распался на множество сект.